Детская шалость с огнём часто становится причиной пожаров.
Как показывает практика, часто такие пожары происходят из-за отсутствия навыков у детей осторожного обращения с огнём, недостаточным контролем за их поведением со стороны взрослых, а в ряде случаев неумением родителей организовать досуг своих чад. В возрасте от трёх до семи лет дети в своих играх часто повторяют поступки и действия взрослых, имитируя их труд. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни. Нельзя быть уверенным, что ребёнок, оставшись один дома, не решит поиграть с коробочкой спичек или зажигалкой, не захочет поджечь бумагу, не устроит костёр, который он видел в лесу.
Предотвратите детскую шалость с огнём:
— научите ребёнка действиям при пожаре, покажите ему возможные выходы для эвакуации;
— научите ребёнка не паниковать и не прятаться в случае пожара;
— не доверяйте детям следить за электроприборами, печами и газовой плитой;
— прячьте от ребёнка спички, зажигалки и др.;
— не оставляйте малолетних детей без присмотра;
— следите за тем, как дети проводят свободное время, чем интересуются, отвлекайте их от бесполезного времяпрепровождения;
— помните: защитные устройства на штепсельные розетки снижают риск электротравмы в домах с маленькими детьми;
— регулярно проверяйте бытовую технику на предмет повреждений;
— объясните детям, что нельзя пользоваться электроприборами без разрешения взрослых.
Воспитывая ребёнка и прививая ему необходимые навыки безопасного поведения в быту, прежде всего, сами родители должны показывать достойный пример поведения. Ведь основная ответственность за предотвращение повреждений в быту лежит на родителях; рациональная организация ухода за детьми, осторожность, ответственность, самодисциплина должны играть ведущую роль в предупреждении опасных ситуаций. Задача родителей максимально обезопасить своего ребёнка – привить навыки осмотрительности, дисциплинированности и безопасного поведения.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ОТ МЧС
1. Читайте ребёнку!
Сказки, художественную литературу – это основное средство обучения малышей правилам безопасного поведения. Они могут многому научить не только детей, но и родителей. Когда читаете сказку с малышом, обязательно задавайте ему вопросы: «Почему так произошло?», «Что не так сделал герой?», «А, как ты думаешь, что нужно было сделать?». Рассуждая над поступком героя, Вы даёте правильные ориентиры ребёнку на будущее, помогаете понять, в чём ошибка сказочного персонажа.
2. Рисуйте с ребёнком!
Рисунок – универсальный способ обучения, с его помощью ребёнку легко можно привить навыки безопасного поведения:
*рисуйте с ребёнком различные ситуации и проговаривайте всё, что изображаете;
*задайте ребёнку тему для рисования, а потом обязательно расспросите малыша, почему он это нарисовал;
*сочиняйте по рисункам истории, для этого можно использовать книги-раскраски МЧС.
3. Играйте с ребёнком!
Игра – основной способ обучения детей. Именно играя, ребёнок лучше запоминает основные правила. Научите ребёнка, как правильно вызывать спасателей:
*набрать 101, 112;
*сообщить свой адрес;
*звать на помощь взрослых;
*назвать своё имя, фамилию, телефон.
4. Смотрите вместе с ребёнком мультфильмы!
Предлагаем посмотреть мультфильмы «Волшебная книга», «Спецотряд 112». После просмотра задайте ребёнку несколько вопросов.
1. Тебе понравился мультфильм? Что нового ты узнал?
2. А кто из героев мультфильма тебе понравился? Почему?
4. Кто из героев нарушает правила безопасности? Что с ним произошло?
5. А кто из героев ведёт себя правильно? Кто им помогает в этом?
6. Почему нельзя нарушать правила безопасности?
7. Что нужно знать, чтобы не попасть в опасную ситуацию?
Разговаривая, обсуждая с ребёнком мультфильм, сказку или историю по безопасности вы помогаете понять обычные житейские истины, учите правильным действиям и поступкам в будущем.
Ещё несколько рекомендаций для родителей:
— разговаривайте со своими детьми, стройте диалог, интересуйтесь их делами и жизнью;
— будьте в курсе увлечений, интересов своих детей;
— вы должны знать с кем дружит ваш ребёнок, с кем общается, где проводит свободное время;
— приводите примеры, рассказывайте об опасностях, объясняйте и напоминайте о безопасности;
— не важно, сколько лет вашему ребёнку, важно, что вы сделали для того, чтобы научить ребёнка безопасному поведению;
— если у вас ребёнок дошкольного возраста, смотрите с ним мультфильмы по безопасности, читайте книги;
— проговаривайте правила безопасности, когда ведёте ребёнка в сад, приводите примеры, сравнивайте ситуации в жизни со сказочными героями, делайте вместе выводы и закрепляйте полученные знания;
— предоставляйте ребёнку школьного возраста самостоятельность, но всё же, разумно контролируйте его;
— детям старшего школьного возраста так же нужно напоминать о безопасности, ведь юношеский максимализм и чрезмерная уверенность приводят к трагедиям;
— всегда напоминайте детям правила безопасности перед началом каникул, особенно летних, так количество травм именно в этот период времени возрастает.
О. БЕСПАЛЫЙ, инспектор сектора пропаганды и взаимодействия с общественностью РОЧС.