Конвейер смерти времён ВОВ. Штрихи к озаричской трагедии

Новости страны

На митинге-реквиеме «Память», посвящённом 79-й годовщине освобождения узников Озаричского лагеря смерти, Калинковичский краеведческий музей представил экспозицию с копиями архивных снимков, передаёт корреспондент БЕЛТА.

В Калинковичском краеведческом музее напомнили, в марте 1944 года под общим названием у поселка Озаричи было размещено три лагеря: Дерть, Озаричи и Подосинник. Каждый из них в разной степени имеет свои особенности, свои полные драмы истории гибели и спасения.

Так, на стеле, открывающей мемориальный комплекс «Озаричи», указано, что в те страшные дни марта 1944 года этот конвейер смерти, устроенный оккупантами, унес жизни 9 тыс. мирных жителей. Научный сотрудник музея Сергей Малащенко пояснил, что число жертв значительно больше: «На самом деле, это уже устаревшие данные. По разным оценкам, здесь находилось до 50 тыс. человек. Известно о 33 480 освобожденных из озаричских лагерей узников. Погибших около 20 тыс. И это только в лагерях. А сколько людей погибло при этапировании со Жлобина, других населенных пунктов, в пересыльных лагерях? Некоторые просто-напросто были пристреляны или втоптаны в грязь, всячески замучены или обессилены. Поэтому даже эти цифры — более 20 тыс. погибших в тот период — не окончательны», — подчеркнул он.

Территориально Дерть относится к Октябрьскому району. Здесь установлен памятник советскому воину-освободителю, который ногой давит немецкий штандарт со свастикой. Это достаточно редкое исполнение. «К сожалению, он находится глубоко в лесу и порой из-за распутицы подъехать туда невозможно», — поделился Сергей Малащенко.

А вот лагерь Подосинник (Светлогорский район) особо не на слуху, посетовал научный сотрудник. «К тому же в этом месте нет никакого памятного знака. А ведь там находились около 6 тыс. советских граждан. В основном это дети, женщины, старики. Многие из них также испытали на себе действие бактериологического оружия», — рассказал научный сотрудник.

По свидетельствам очевидцев тех событий, прилетал немецкий самолет и распылял порошок оранжево-коричневого цвета. Бывшие узники до сих пор вспоминают тот вселяющий ужас рокот. «После этого начинался зуд, который невозможно было стерпеть. И после таких полетов многие не выживали. Тиф очень быстро передавался в условиях антисанитарии», — объяснил Сергей Малащенко, ссылаясь на воспоминания одного из уцелевших бывших узников.

А две деревни Калинковичского района — Лозки и Сыщицы — включены в так называемое Дерево жизни в мемориальном комплексе «Хатынь». Это населенные пункты, в которые вернулась жизнь. Так, в тех 1940-х немцы приехали в Лозки на бронепоезде. Собрали около 50 мужчин, увезли их и расстреляли. Эта же участь была подготовлена и для женщин. Однако стало вечереть, поэтому их отпустили. Тогда фашисты с бронепоезда обстреляли соломенные крыши. Дома загорелись. Прибыли еще две машины из Калинковичей с немцами и полицаями. Всех, кто оставался в Лозках, сгоняли сначала на тушение пожаров, а потом якобы на собрание. Женщин и детей собрали в трех домах, облили бензином и подожгли. Было сожжено 238 человек. Притом что население Лозок на 1940-1941 годы составляло более 470 человек. Да, кто-то был в партизанских отрядах, кто-то на фронте, а кто-то спрятался в лесу», — напомнил историю научный сотрудник краеведческого музея.

Свидетельства очевидцев тех нечеловеческих зверств находятся в архиве в Мозыре, российских архивах и Национальном архиве Беларуси. В ближайшее время начнется реконструкция мемориального комплекса в Озаричах.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *