Накануне минувшего Года исторической памяти началось масштабное расследование в рамках уголовного дела о геноциде белорусского народа во время Великой Отечественной войны и послевоенный период.
Сотрудники прокуратуры Хойникского района за этот период внесли огромный вклад, чтобы заполнить «белые пятна» в хронике зверств нацистов и полицаев в ходе оккупации на Хойникщине. Эта работа не завершается.
На этой неделе прокурор Хойникского района Андрей Судом провёл допрос жительницы Хойник Елены Арсентьевны Легун, которая рассказала об обстоятельствах уничтожения её малой родины – деревни Кожушки. Поводом для встречи стало обращение самой уважаемой землячки: судьба её малой родины совпадает с горьким уделом десятков белорусских населённых пунктов. В память об этом после войны у здания Кожушковского сельисполкома установили мемориал. Но чернобыльская беда отсекла эти места от людей, почти вычеркнув из памяти многих такие факты. К счастью, есть те, кто бережно хранит историю своего края.
Когда началась война, Елене было всего 2,5 года. Отца к тому времени отправили на фронт, мама осталась одна с тремя детьми. В августе 1941 года фашисты пришли в район, где стали наводить свои порядки. Чтобы выжить, семья нашей собеседницы пряталась – в холодные месяцы у родственницы в ближайшей деревеньке Ломачи, а летом мама ставила на лугу так называемые курени – строение в виде жердей, обложенных осокой.
Нацисты, как и повсюду, насильно принуждали местных собираться на работу в Германию. Из Кожушек так вывезли немало народа. А вот в Ломачах местный староста сумел убедить оккупантов не угонять людей. Сила его слов всё же повлияла на солдат, деревню оставили в покое. В Кожушках за простых людей некому было заступиться. Некоторые спаслись лишь потому, что накануне отправки партизаны взорвали железнодорожное полотно между Хойниками и станцией Авраамовская. Самые смелые воспользовались этой заминкой и сбежали.
Елена Арсентьевна с гордостью вспоминает, что среди таких прытких оказался и её будущий муж Павел – вместе с сестрой Галей и братом Иваном сообразили сорваться в тётке в Бабчин, избежав печальной участи узников и рабов.
Самые ужасающие воспоминания Елены Арсентьевны о событиях 1943 года. На праздник Вознесения Господня фашисты окружили Кожушки и подожгли деревню с четырёх сторон. Столб дыма видели все, кто спасался в Ломачах. Помнит то пожарище и сама Елена. Её мама с сестрой накануне побежали в деревню, чтобы спасти хоть какие-то пожитки из родной хаты. На обратном пути немцы окружили людей, оружием пугая и заставляя смотреть, как полыхают родные дома.
Настрадались люди в то время, но не сдались. Как только советские войска освободили Хойникщину от немецких захватчиков, полешуки отстроили деревню.
– Эти свидетельские показания о сожжённой деревне Кожушки совпадают с периодом карательной антипартизанской операции фашистских оккупационных войск под названием «Весенний хоровод», – комментирует слова Елены Арсентьевны прокурор Андрей Судом.
Алеся ЯЧИЧЕНКО.
Фото автора.