Трудовая книжка – официальный персональный документ, содержащий записи о трудоустройстве гражданина.
Как следует из истории, в СССР трудовые книжки (трудовые списки) были введены в 1919 году взамен дореволюционных послужных списков, охватывавших лишь некоторые категории граждан.
Трудовая книжка оформляется при первом поступлении на работу, хранится в отделе кадров организации-работодателя, содержит личные данные владельца и информацию о его взаимоотношениях с работодателем.
В порядке ведения трудовых книжек с 1 января 2024 года произошли изменения. При оформлении дубликата трудовой книжки трудовая деятельности работника за период, начиная с 1 января 2003 года, подтверждается соответствующей информацией из его индивидуального лицевого счёта (ИЛС), открытого для ведения персонифицированного учёта в системе государственного социального страхования. Для получения дубликата трудовой книжки в случаях утраты, повреждения или иной причины её отсутствия гражданину необходимо обратиться к нанимателю с письменным заявлением.
Получить информацию о трудовой деятельности работника для оформления дубликата трудовой книжки наниматель может через общегосударственную автоматизированную информационную систему (ОАИС), обратившись в Национальный центр электронных услуг, или через «Личный кабинет плательщика взносов», размещённый на корпоративном портале Фонда социальной защиты населения, на безвозмездной основе.
Информация о трудовой деятельности, предоставляемая ФСЗН, является своеобразным «путеводителем», который указывает нанимателю предыдущие места работы работника, куда следует сделать запрос для получения, при необходимости, недостающей информации.
За периоды накопления на ИЛС с 1 июля 2021 года сведений в расширенном формате информация о трудовой деятельности будет представлена ФСЗН нанимателю в полном объёме и истребование документов от предыдущих нанимателей не потребуется.
А. БОНДАРЬ, начальник районного сектора ГОУ ФСЗН.