Две трагедии за несколько дней. Почему новости о суицидах вызывают большой резонанс, и какова ответственность за сенсацию на чужом горе?
…Накануне Рождества по сайтам и соцсетям разлетелась страшная новость: на школьном дворе в Гомеле нашли тело подростка, покончившего с собой. Спустя два дня интернет опять гудел — произошла трагедия, словно как под копирку, но уже в Гомельском районе…
Есть ли взаимосвязь между случаями суицидов? Почему подобные новости вызывают большой резонанс и чем это грозит? Можно ли предотвратить трагедию и остановить самоубийцу? Ответы на жизненно важные вопросы искала корреспондент “Гомельскай праўды”.
Ничем не гнушаются
Всё, что связано с темой смерти, необъяснимым образом привлекает наше внимание. Не удивительно, что каждый случай суицида, который попадает в новостную ленту, получает широкий резонанс. Особенно, если речь идет о молодых людях.
Некоторые интернет-ресурсы не гнушаются ничем: проводят свои “расследования”, приходят на похороны, снимают скорбящих родственников, расспрашивают соседей. Потом вываливают подробности из личной жизни погибшего, его фото из соцсетей. И откровенно наживаются на чужом горе, делают из смерти сенсацию.
Ради чего, спрашивается? Ради лайков и привлечения читателей.
Нынче влияние интернета так велико, что глобальные сети уже правят умами пользователей, особенно подростков. Молодежь не вылезает из смартфонов: жизнь превратилась в сплошные комменты, селфи, лайки и репосты.
Всемирная организация здравоохранения назвала безответственное освещение суицидов в СМИ и соцсетях — важнейшим фактором риска. Так сказано в докладе, опубликованном в 2014 году. Интернет-ресурсам, которые паразитируют на теме смерти, пора задуматься — вина за некоторые случаи суицида лежит на их совести.
Что касается подачи информации, нужно соблюдать правила журналистской этики, думать о возможной реакции людей, считают специалисты в области психиатрии.
Рекомендуется не использовать мрачные картинки на тему суицида, например, с петлей, а также отключить возможность комментирования новости на сайте.
— Суицид — огромная трагедия. Сильнейшим образом влияет на родственников погибшего и близкое окружение, — объясняет главный врач областной клинической психиатрической больницы Александр Цитко. — Даже если случай не получит освещения в СМИ, о нем будут говорить знакомые, соседи, школа, предприятие. А если в интернете всплывут подробности, в обсуждение втянется больше людей.
Тиражирование новостей о самоубийствах может спровоцировать новые случаи. Причина кроется в “эффекте Вертера”, стремлении к подражанию. Сенсационная окраска и широкий резонанс повышают вероятность того, что статья найдет целевого читателя, склонного повторить описанный сценарий. Адекватная ли цена за количество просмотров на сайте?
Чем опасны публикации о суицидах. Они создают подсознательный спусковой крючок самоубийцы. Узнав из публичных источников о чужом суициде, способах его совершения, некоторые решают, что могут поступить так же, громко уйти из жизни.
Выводы на сплетнях
Авторы сенсаций нередко озвучивают причины суицидов, которые не соответствуют реальности. Яркий пример тому, публикация за 19 октября на портале “Сильные новости” о трагическом случае в Чечерском районе. Как уточнялось, мать двоих детей покончила с собой. На всеобщее обсуждение была вынесена и причина — якобы постановка семьи на учет как социально неблагополучной. Эту важную информацию “диванные” журналисты почерпнули от соседей погибшей. В официальном комментарии для “Гомельскай праўды” компетентные источники опровергли версию о СОП: мать заботилась о детях, семья ни на каких учетах не состояла. Даже причин для постановки не было, подчеркнули следователи и педагоги.
Нужно отметить, что по каждому факту самоубийства следствие проводит проверку. А если речь идет о смерти несовершеннолетнего, возбуждается уголовное дело. Это позволяет всесторонне и объективно изучить обстоятельства случившегося.
— УСК по Гомельской области выступает за взвешенное освещение проблемы суицида в СМИ, — подчеркнула официальный представитель Мария Кривоногова. — Недопустимы сенсационная подача, подробное описание способа и обстоятельств суицида, выкладывание фотографий с места происшествия, поспешные выводы о причинах трагедии, основанные на домыслах и сплетнях.
Для читателей из группы риска подобные публикации могут стать инструкцией по решению своих проблем.
Как яркий пример “эффекта Вертера” следствие приводит суициды, которые произошли в регионе в начале года. Согласно материалам дела, 6 января на спортплощадке одной из гомельских школ было обнаружено тело 15-летнего парня. Обывательские фото с места происшествия попали в соцсети. Развернулась масштабная дискуссия об обстоятельствах смерти. Отдельные комментаторы уверяли: юношу убили. Информация, как снежный ком, обрастала ужасающими подробностями.
— В ходе расследования уголовного дела установлено, что подросток добровольно ушел из жизни, — пояснила Мария Кривоногова. — Кстати, при допросе “осведомленных” комментаторов выяснилось, что информацию о “совершенном преступлении” они почерпнули из интернета или сарафанного радио. Похожий по способу и месту происшествия суицид произошел в Гомельском районе 8 января. Покончил с собой 22-летний парень. Как выяснилось, он ранее неоднократно высказывал намерение совершить самоубийство.
Предрассудки или Жизнь
Что же толкает человека на роковой шаг? По мнению врачей, одной причины не существует. Как правило, это запутанный клубок: проблемы в личной жизни, на работе, финансовые сложности, потеря близкого, депрессия, алкогольная зависимость. С начала года на Гомельщине 71% совершивших суицид официально не работали, 69% — были в разводе, 78% — злоупотребляли спиртным. Даже находясь в депрессии, трезвый человек может контролировать свои поступки и осознавать последствия. Выпитый алкоголь затуманивает мозги, стирает страх, придает решимости воплотить гнетущие мысли о суициде. Согласно той же статистике, 67% самоубийств в области совершены в нетрезвом состоянии.
К сожалению, наши люди не так массово спешат к доктору поделиться душевными проблемами. В обществе еще сильны стереотипы: обращение к психотерапевту или психиатру — нечто постыдное.
Когда речь идет о риске самоубийства, нужно думать о спасении близкого, а не цепляться за предрассудки. К тому же большинство попыток суицида происходит из-за расстройств на фоне развода, увольнения, а с этим не ставят на учет. Врачи помогут пациенту разобраться в себе, избавиться от темных мыслей, тот вернется к нормальной жизни.
— Психиатрическая служба области предлагает доступную, квалифицированную помощь тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Врачи-специалисты ведут прием на базе поликлиник и больниц, — рассказал заведующий организационно-методическим отделом областной психиатрической больницы Рустам Левковский. — С начала года зафиксировано на 1200 обращений больше, чем за аналогичный период прошлого. За последние несколько лет число суицидов в области снижается.
Жизнь непредсказуема: сегодня все хорошо, а завтра мир перевернулся с ног на голову. Кому доверить личные проблемы и где получить поддержку? Для этого на Гомельщине создана служба экстренной психологической помощи. С начала года психологи приняли около восьми тысяч звонков.
Телефоны доверия: 170 или 8 (0232) 31-51-61. Обратиться можно круглосуточно, бесплатно и анонимно.
Смартфон важнее жизни
Можно ли остановить человека, который решил свести счеты с жизнью? Обращаюсь к Владиславу Селицкому, заведующему центром пограничных состояний, который действует на базе областной психиатрической больницы.
— Однозначно можно, — считает специалист. — Люди с истинными намерениями совершить суицид обычно сигнализируют об этом. Ведь решение не принимается спонтанно. Когда проблемы гнетут, а сил бороться больше нет, наступает отчаяние. Появляются мрачные мысли покончить со всем. Человека можно остановить, если оказать помощь: проявить участие, доверительно поговорить.
Тревожные сигналы: депрессивное состояние, фразы “Я устал”, “Не могу так больше жить”, “Мне все надоело”, “Жизнь — сложная вещь”. Изменение поведения, человек раздает долги, вещи, просит прощения, пишет предсмертные записки.
ВАЖНО. Вопреки распространенному мифу, разговоры о суициде не наносят вреда. Наоборот, помогают раскрыться, рассказать, что творится в душе. Ведь большинство людей не хотят реально умирать, а нуждаются в помощи. Но близкие часто предпочитают отмахнуться: “Да ладно” или “Возьми себя в руки, ты же мужик”.
К сожалению, у родных, узнавших о намерениях, нередко срабатывает механизм отрицания. Не верят, что человек это сделает, мол, ляпнул по пьяни, сгоряча. Любое высказывание о самоубийстве — как восклицательный знак в тексте — повод для пристального внимания близких. Нужно поговорить, разобраться, что волнует собеседника, порекомендовать обратиться к психологу или психотерапевту.
Что касается подростков, ими движут немного иные мотивы, пояснил Владислав Селицкий. В силу возраста ребята еще не понимают ценности жизни, к тому же очень импульсивны. Новый смартфон или первая любовь зачастую важнее жизни.
Смерть и кровь сегодня так растиражированы в фильмах ужасов и компьютерных играх, что никого не пугают. Дети больше боятся боли, чем потерять жизнь. Из любопытства или бравады могут затевать опасные игры на высоте, наносить порезы, не понимая до конца, чем грозят шутки со смертью.
Совет родителям: порезы, шрамы на руках — знак того, что подросток склонен к суициду. Обратите на это внимание, проконсультируйтесь со специалистом.
Случай самоубийства в семье повышает риск того, что ребенок повторит пример. Логика проста: «если взрослые позволяют себе так решать вопросы, значит, и я могу».
Ритуальная реальность
Вопросы профилактики суицидов, особенно среди подростков, на особом контроле у прокуратуры области. Анализ случаев за 2017 год явно свидетельствует о негативном влиянии интернета на психическое состояние детей: доступность информации, подогревание интереса к теме самоубийства могут побудить к уходу из жизни.
— При изучении предсмертной переписки подростка в социальных сетях установлено, что именно в интернете он почерпнул сведения, как и каким способом совершить суицид, — привела печальный пример старший помощник прокурора области Татьяна Роднева. — В другом случае 16-летний парень пытался покончить с собой из-за расставания с девушкой. Снимал происходящее на мобильный телефон. К счастью, попытку суицида предотвратил брат, который вошел в комнату.
Угрозу в интернете представляют группы смерти, такие как “Синий кит”, “Тихий дом”. Подростки вступают в сообщества, которые рекламируют суициды, призывают их совершить, обучают возможным способам. А вы знаете, какие сайты посещают ваши дети? Такой вопрос родителям адресует прокуратура.
Сколько еще интернет-ресурсы будут смаковать тему суицидов?
Бежать по очередному адресу, брать интервью за спиной горюющих родственников? Согласно Конституции, каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь. Предусмотрена уголовная ответственность за незаконный сбор или распространение сведений о частной жизни человека без его согласия.
Сегодня достаточно одного лайка, чтобы получить судимость за распространение порнографии. А публикации, побуждающие к смерти, можно тиражировать безнаказанно. Впрочем, этот законодательный пробел в перспективе будет устранен. С 1 декабря вступят в силу дополнения в закон о СМИ, где четко прописан запрет на распространение информации, пропагандирующей самоубийства.
А в Уголовном кодексе появится новая статья “Пропаганда суицидов”. Как рассказал ответственный за подготовку законопроекта депутат Палаты представителей Василий Чекан, документ готовится к рассмотрению во втором чтении.
P.S. Принятие важных изменений в законы — требование времени. Может, сайты, которым плевать на этику и мораль, остановит уголовная ответственность и угроза закрытия?
Источник: http://gp.by
© Правда Гомель