Мы вспоминаем тех, кто отдал свою жизнь в борьбе с врагом на фронтах и оккупированной территории, мирных граждан, ставших жертвами.
Среди них – организатор и руководитель Хойникской подпольной патриотической организации, партизан Евгений Иванович Казачук, документы которого хранятся в зональном государственном архиве в г. Речице и в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны.
Родился 12 марта 1908 года в Хойниках. До войны работал в райкоме и райисполкоме, на телеграфе, главным редактором газеты «Ленінскі сцяг», директором Полесского областного драматического театра в г. Мозыре. С супругой Антониной Петровной растили сына Рема и дочерей Нелли и Инну.
Но мирную жизнь дружной семьи Казачук перечеркнула война. 25 августа 1941 года оккупанты захватили хойникскую землю. Лучшие её сыны уходили в подполье, создавали партизанские отряды. Евгений Казачук в это время был на передовой, политруком воинской части. Во время боёв под Черниговом его вызвали в штаб дивизии и сообщили, что ЦК КПБ отзывает его для обучения и направления в составе диверсионной группы на родную Хойникщину для подрывной деятельности в тылу врага. Вместе с женой и сыном Евгений Иванович прибыл в город.
В полиции он рассказал легенду о том, что под Черниговом сдался в плен, был в лагере, где нашла его жена, по ходатайству которой его выпустили, и они решили вернуться на родину. Поверив в благонадёжность Казачука, фашисты определили его на работу заведующим типографией. Не зная об истинной причине его возвращения, некоторые жители Хойник относились к Евгению с недоверием. Тем временем отважный патриот стал вовлекать земляков в подпольную организацию. Они писали листовки с призывами населению не верить немецкой пропаганде и включаться в борьбу, записки с угрозами оккупантам, которые развешивались по городу. Например, подпольщики составили анонимный донос на Жевняка, в котором указывалось, что он подрывает авторитет и престиж немецких властей, самовольно расправляясь с людьми, неугодными ему, но преданными новому порядку. В результате начальник полиции был повешен, а позднее на его теле обнаружили записку: «Такая расплата ждёт каждого палача и предателя». Но благодаря умелой конспирации удалось отвести- от себя и товарищей подозрение.
К весне 1942 года подпольная группа Казачука разветвилась на несколько самостоятельных групп: в бургомистерстве, на электростанции, на маслозаводе, на станции, в деревнях. Подпольщики поддерживали связь с партизанами, передавали им разведывательные данные, оружие и боеприпасы, медикаменты. По городу распространялись рукописные и печатные листовки с сообщениями о победах советских войск на фронтах и очередными призывами к борьбе с захватчиками в тылу, что поднимало дух населения и усиливало антифашистские настроения.
Ещё зимой, по заданию первого секретаря Хойникского райкома партии, Евгений Иванович добился от бургомистерства и жандармерии разрешения на создание самодеятельного театра в местном клубе. В его труппу вовлекались парни и девушки, которым грозил угон в Германию. Оккупанты даже не догадывались, что театр в действительности служил ширмой для встреч подпольщиков, на которых разрабатывались и обсуждались планы диверсий. Вскоре были совершены поджог смолокурни на станции, вывод из строя электростанции, взрывы на дорогах, поставки оккупантам испорченного масла с маслозавода.
Тогда по требованию жандармерии для защиты от партизан летом 1942 в Хойники прислали батальон мобилизованных словацких солдат. В связи с этим подпольщики получили новое задание: переводить словаков к партизанам и тем самым разложить гарнизон. Сначала словацкие солдаты передавали им оружие и боеприпасы, затем подпольщики вели переговоры с ними о переходе на советскую сторону для борьбы с гитлеровцами. К концу года батальон покинуло более полсотни словаков, а оставшихся фашисты вынуждены были отправить в другое место. Цель подпольщиков была достигнута.
Но в феврале 1943 сюда прибыл 102-й полк запасной словацкой дивизии, в нём подпольщики также вели агитационную работу. Спустя годы бывший солдат полка Само Фалтян, привлекавший своих соотечественников к сотрудничеству с партизанами, рассказывал: «Через несколько дней нахождения в Хойниках мне удалось связаться с одной подпольной организацией. С помощью хозяев, у которых я стоял на квартире, я познакомился с руководителем подпольной организации Е.И. Казачуком. Этот худощавый, невысокого роста человек оказался опытным и смелым подпольщиком с железными нервами. Я сотрудничал с ним несколько месяцев…».
Подрывная деятельность подпольщиков приводила фашистов в ярость. В 1942 поступил приказ арестовывать и доставлять в полицию всех, кто попал под малейшее подозрение. Были схвачены и после жестоких пыток уничтожены многие участники Хойникской подпольной патриотической организации (Георгий Кулаковский, Мария Соколова, Лидия Ёрш, Виктор Ёрш, Мария Чекан, Бронислав Кравченко, Трофим Бордак, Фёдор Щуковский, Юлиан Тишкевич и др.). Чтобы остановить отток словаков к партизанам, в июне 1943 102-й полк вместе с Фалтяном перебросили под Минск. Тогда же Казачук вместе с семьёй ушёл в партизанский отряд им. В.И. Чапаева, где был назначен политруком.
Однажды Евгению Ивановичу и двум его друзьям поручили задание – разведать обстановку в Хойниках, получить известия о новом воинском подразделении и доставить спрятанные шрифты для партизанской подпольной типографии. Но на обратном пути патриоты натолкнулись на отряд гитлеровцев и полицаев. Завязался бой. Казачук и один из его товарищей были смертельно ранены. Другому политрук успел отдать последний приказ – пробираться к своим и доложить обо всём. Это было 4 августа 1943 года. Казачук похоронен в братской могиле в Хойниках. Посмертно награждён орденом Отечественной войны II степени.
С. ЖАРНОСЕНКО, архивист зонального госархива в г. Речице.