Дети войны. Это самое страшное, что может случиться с ребёнком. И то, что героине этой публикаций и её родным удалось вернуться живыми – до сих пор Анна Васильевна Казмерчук расценивает как чудо.
Анне было 4 года, когда началась война. «Сама я из Великого Бора, – рассказывает Анна Васильевна. – В силу возраста помню мало чего, больше скорее по рассказам родителей, других старших родственников. Но почему-то хорошо запомнила, как издевались немцы над людьми. А хуже немцев были полицаи. Помню, как нас загнали в вагоны для скота и повезли в Германию. Хорошо до сих пор помню и тот ужас, который сопровождал ежедневно. Страшно, это действительно страшно».
Отец Анны Васильевны ушёл на фронт, а маму вместе с четырьмя детьми, среди которых была и Аня, угнали на работы в Германию. К счастью, все выжили: и отец вернулся с фронта, и мама с детьми из Германии.
«Отец оказался в Житомире, нашёл нас, забрал к себе. Там мы и жили некоторое время, – вспоминает Анна Васильевна. – Но родина – есть родина. Спустя некоторое время мы вернулись в Беларусь, в Хойникский район. Построили дом, завели хозяйство. Старались жить, наладить быт. Родители воспитывали и прививали нам все лучшие качества, которые мы затем передавали и своим детям».
Рассказывая о военном и послевоенном времени, Анна Васильевна не может не плакать. Война слишком сильно прошлась по всем…
Екатерина НОВАКОВСКАЯ, юнкор.
Фото носит иллюстративный характер.