Четыре года назад по всему миру разлетелась история про мальчика Андрея Семилита из украинского города Черкассы. От рака крови он лечился в Гомеле, в Республиканском научно-практическом центре радиационной медицины и экологии человека.
Побороть болезнь морально и материально помогли игрушечные снеговички, которых мальчик с мамой Аленой делали своими руками и отправляли в разные уголки планеты. В этом году семья переехала в Гомель. Корреспондент «Гомельскай праўды» встретилась с Андреем, Аленой и ее мужем Евгением, чтобы узнать, как изменилась их жизнь.
Это болезнь, и ее можно побороть
Неутешительный диагноз «лимфобластный лейкоз» мальчику поставили в июне 2015-го, когда ему было три с половиной года. Интересуюсь, почему решили лечиться в гомельском РНПЦ.
— В большинстве европейских стран, таких как Италия, Германия, Испания, нужно сразу вносить 70 процентов от полной стоимости лечения, — говорит Алена Семилит. — У нас таких денег не было. В Беларуси система удобнее, платишь за определенный период. Но нам сразу сказали, сколько будет стоить весь курс, — 32,5 тысячи долларов.
С каждым месяцем пребывания в палате становилось труднее как-то развлечь и заинтересовать Андрея. Он лежал и смотрел в потолок. Алена понимала, что сына нужно занять чем-то особенным, поэтому предложила создавать поделки из разных материалов. Однажды купила носки и рис, сделали из них снеговичка. Выложили фото в соцсети, и вдруг знакомые стали писать, что хотят купить игрушку. За месяц Семилиты смастерили и отправили получателям около 400 снеговиков. Волна доброты охватила континенты: заказы приходили из европейских стран, США, Канады, Объединенных Арабских Эмиратов, Таиланда и даже Новой Зеландии. Производство снеговиков развернулось в Беларуси, на Украине, в Израиле и Германии.
— Такой реакции я не ожидала, — делится впечатлениями Алена. — Кстати, за заказчиком из Новой Зеландии следим в «Фейсбуке». Он до сих пор в путешествия берет с собой нашего снеговичка.
Игрушки продавали с ноября до марта. Собранные благодаря им и просто пожертвованные деньги покрыли полный курс лечения Андрюши, часть была передана другим больным детям. Семилитов выписали из РНПЦ в сентябре 2017-го. По словам Алены, за два года не раз возникали моменты, когда она падала духом.
— Особенно тяжело, когда ребенок кричит: «Уйди, оставь меня!» Ты сидишь под палатой, а он плачет, — голос Алены дрожит. — Но мы боролись. Справиться помогло многое: совместная работа докторов, медсестер и, конечно, вера в лучшее, позитивные эмоции. Ведь можно расплакаться и сказать: «Как все плохо, мой ребенок умирает», а можно осознать, что это болезнь, и попробовать ее побороть.
Алена переосмыслила жизненные ценности, поняла, что из каждой ситуации есть выход. Если его нет сейчас, значит, появится в другое время, и этот вариант будет намного лучше.
Жили на две страны и три города
После выписки семья поехала домой, на Украину. В сад Андрей не ходил, так как организм был очень слабым. К школе готовился дома, с учительницей. А каждые три месяца нужно было ездить в РНПЦ на обследование.
— Мы говорили Андрею, что он был не в больнице, а в санатории, — вспоминает Алена. — Он знал, что проходил курс лечения. Но как это было, со временем забывал, и слава Богу.
Скорее всего, Андрюша не помнит и того, как весной 2016-го его родители разошлись. Они делают все возможное, чтобы на мальчике это не сказалось. Андрей продолжает общаться с папой, они ездят друг к другу в гости.
Вскоре после развода Алена познакомилась с Евгением. В прошлом году пара расписалась, а Андрей пошел в школу. В то время семья жила на две страны и три города. Алена работала в Киеве, Андрей был в Черкассах с бабушкой Татьяной Васильевной, а Евгений из-за работы большую часть времени проводил в Гомеле. Желание жить вместе и потребность друг в друге росли с каждым днем.
Наконец, в феврале этого года семья переехала в Беларусь. В большой степени на это повлиял случай. Однажды в Черкассах Андрей простудился, с температурой 40 градусов его увезли на скорой в шесть утра. Врач пришел только в полдень.
— До этого нам принесли список и сказали: «Что можете, то и купите», — рассказывает Алена. — Там были моющее средство для сантехники, лампочки… У нас был шок. Позвонили в РНПЦ и повезли Андрея туда, несмотря на то, что ехать надо было 12 часов.
— Главное отличие было в отношении к пациенту, — добавляет Евгений. — Когда приехали в гомельскую клинику, для нас была подготовлена палата и ребенка сразу подключили к капельнице. Больше не возникало вопросов, где нам лучше жить.
После этого случая папа Андрея не ставил препятствий для его переезда в Беларусь, подписал нужную доверенность. Выбор в пользу Гомеля сделали еще и потому, что на Украине, устраиваясь на работу, нужно владеть государственным языком. Евгений украинского не знает. Татьяну Васильевну забрали с собой, это даже не обсуждалось. Живут они вместе, а пятый член семьи — черный кот Снежок.
Английский, плавание, робототехника
После пережитого Алена решила помогать больным детям. Участвует в украинском благотворительном проекте «Чашка кофе», благодаря которому на лечение собирают необходимые суммы денег. Алена ездит к этим деткам, психологически помогает им и их родителям.
В Гомеле Андрей снова пошел в первый класс, потому что программы в странах различаются, как и язык обучения. Но в полноценный коллектив мальчик попал впервые, в украинской школе он был на индивидуальном обучении.
— Андрей должен знакомиться с людьми, налаживать с ними отношения, — отмечает Евгений. — Нужно социализироваться, чтобы в дальнейшем он не чувствовал себя не таким, как все.
Андрей изучает английский, ходит на плавание. К слову, недавно участвовал в соревнованиях, и до призового места не хватило совсем немного. После пробного урока по робототехнике понял, что и этим хочет заниматься. Спрашиваю у мальчика, как он воспринял переезд в Гомель.
— Хорошо. И школа мне нравится, только некоторые дети отвлекают от учебы. Я хочу внимательно слушать, а они иногда тыкают в меня карандашом. Люблю математику, могу очень быстро решить пример.
На вопрос о будущей профессии Андрей серьезно и однозначно отвечает:
— Хочу стать доктором, чтобы вылечить бабушку от сахара.
У Татьяны Васильевны сахарный диабет. Но, несмотря на все трудности, семья радуется жизни и ценит каждый ее момент.
— Мы часто ходим в парк возле Дворца Румянцевых и Паскевичей, — рассказывает Алена. — Обожаем картинг. Когда людей немного, берем три машинки и гоняем. Самое любимое место — кафе возле нашего дома. Обычно пьем там какао, а потом идем гулять. Любим кататься на велосипедах, собирать грибы и ходить в гости к бабушке с дедушкой — родителям Жени.
У семьи много планов и целей, над которыми они продолжают работать. Главное, уверена Алена, всегда понимать друг друга и поддерживать.
Источник: http://gp.by