Быть или не быть масштабному логистическому проекту на Брагинщине, разбирались журналисты «Гомельскай праỳды».
И.о. председателя Комаринского сельисполкома Валентина Блудчая (вторая справа) с местными жительницами Натальей Ермоленко, Валентиной Федоренко и Татьяной Жоровой. Женщины всеми руками за строительство порта
Вилами по Днепру
Брагинский район — самая южная точка области, за широким Днепром — Украина. Рыбалка здесь знатная, но Нижние Жары вымирают: работать попросту негде. Надежды появились с планами строительства в деревне речного порта. Казалось, вот он — шанс на новую жизнь. Однако недовольные нашлись. Куда же без них.
Действительно, есть амбициозные планы: построить на Днепре порт и сплавлять грузы водным путем в Черное море, возродив древний путь «из варяг в греки». Финансированием проекта займется турецкий инвестор, уже зарегистрировано ОАО «Белпорт Нижние Жары».
Здесь важно понимать, подчеркнул заместитель председателя Брагинского райисполкома Петр Романюк, что планы остаются планами. Инвестором озвучены намерения, но конкретные договоры не заключены и о сроках начала работ говорить явно преждевременно. Хотя место под офис фирмы выделено и, что немаловажно, проведена предварительная оценка подлежащих сносу домовладений. В деревне, к слову, 47 строений, всего проживают 36 граждан плюс дачники. Из 10 домов при реализации проекта планируется отселение — сельчанам предложат построить другие дома или квартиры в Комарине, дачникам выплатят компенсацию. Суммы выплат озвучили на одном из собраний, они превзошли ожидания многих.
Всё вроде ясно. Порт — просто подарок для местных жителей. Это до 1000 рабочих мест, рабочий поселок для персонала, магазины, социальные объекты. Однозначно улучшится транспортное сообщение: автодороги отремонтируют, расширят, в планах строительство железнодорожной ветки. Жизнь закипела бы в этом уголке Полесья… Но!
Закинули рыбаки письма
Этим «но» стали рыбаки. Большая их часть — не коренные жители. Это люди из Гомеля, Минска. Даже из Украины. Владеют здесь дачными домиками, некоторые сразу несколькими (!), рыбачат. Люди при деньгах. Компенсация их не интересует, они не хотят терять насиженные, как говорится, прикормленные места для рыбалки. Начали с писем в разные инстанции с просьбой о переносе объекта. Инвестором, кстати, Нижние Жары выбраны неслучайно — здесь есть крупная затока, залив естественного происхождения, максимально удобный для порта.
Обратились рыбаки и в Администрацию Президента Беларуси, подписавшись «от коренных жителей».
А на днях в деревне высадился целый десант «свободолюбивых» СМИ, блогеров, активистов всех мастей. Их целью были местные жители, а точнее — агитация против строительства порта. Нет, людей не ставили перед выбором, разговор вели в одном направлении: порт загубит деревню, «вас вышвырнут, реку загадят, радионуклиды со дна поднимут…». Доверчивые старики просто стали фоном в череде последующих публикаций. Формулировки откровенно выбивали слезу: «дайте дожить век в своем гнезде», «не отнимайте малую родину».
Журналисты «Гомельскай праỳды» тоже съездили в Нижние Жары, пообщались с местными. Рассказывает Валентина Федоренко:
— Подходили люди из Гомеля, из Минска, целую манифестацию устроили. Мы быстренько ушли, попрятались по хатам. А кто-то не успел сбежать, остался. Конечно, порт надо строить — это же стране нужно. А мы хоть нормальное жилье получим, без дров в тепле поживем, с горячей водой…
Любовь Сукач надеется, что открытие порта вернет ей сына, пропадающего на заработках. Рассчитывает на вакансии для себя и безработного мужа. Сама трудится уборщицей в Комарине, куда ездит на велосипеде
И по поводу радионуклидов…
Позиция дачников в принципе понятна: рыбачить придется где-то севернее. Хотя порт в затоке — лишь крохотный участок реки. До Брагина вверх по Днепру огромное расстояние и множество мест для рыбалки. Доводы о том, что реку «взбаламутят» и рыбы не станет, не выдерживают критики. Дно будут углублять, что в условиях обмеления рек, наоборот, рыбе на пользу.
Довод с «поднятыми со дна радионуклидами» мы адресовали специалистам, а именно — заведующему лабораторией радиоэкологии Института радиобиологии НАН Беларуси Александру Никитину. По его словам, мы имеем дело не со стоячей водой, а с крупной полноводной рекой, где о глубоких отложениях радиоактивных веществ говорить не приходится. Днепр куда чище Припяти, а конкретно этот участок у украинской границы, подчеркнул ученый, не относится к зоне радиоактивного загрязнения. Так что радиоэкологическая угроза при строительстве порта, мягко говоря, преувеличена.
Не стоит забывать и о том, что сравнительно долгое время после катастрофы на ЧАЭС в этих местах продолжал курсировать водный транспорт и работали земснаряды, дно многократно углублялось.
Выводы напрашиваются сами собой. «Заворачивать» столь перспективный проект из-за недовольства узкой группы любителей рыбалки просто глупо. Как и выдумывать мнимые нарушения законодательства, статей конституции — их однозначно нет. Искать и находить плохое почти во всех строительных проектах, особенно знаковых, — это, увы, такой тренд последних лет. Костью в горле кому-то любые начинания, влияющие на рост экономики в регионе. И чем больше светит выгоды от проекта, тем громче ор в отдельных СМИ.
А жителям Нижних Жаров хочется пожелать скорейшего осуществления планов инвестора и реализации проекта.
Когда-то здесь ходили корабли…
Тут будет порт! Или не будет? Слово за турецким инвестором
В деревне много заброшенного жилья и не везде порядок
Фото Олег Белоусов.
Источник: http://gp.by