Подведение итогов 2019 года и определение лучших по профессии в этом году наверняка ещё состоится, преодолеем только нынешнюю не во всём благоприятную ситуацию.
Но накануне профессионального праздника – Дня печати – поговорили с «Лучшим работником СМИ» по итогам работы за 2018 год, редактором отдела социальных проблем Еленой Смусенок.
– Опустим личное, поговорим о работе. Какими качествами, на твой взгляд, должен обладать журналист, чтобы быть, так скажем, лидером мнений? Топ 5, например.
– Знаешь, мне кажется, что в наше не простое для СМИ время, журналист должен обладать сверхспособностями и сверхкачествами, но я попробую выделить главное.
1. Трудолюбие. Журналистика не терпит слабаков. Чтобы «вкусно» подать информацию, нужно быть готовым трудиться в режиме 24/7, иногда жертвуя личным временем.
2. Нравственность. Быть напористым и местами наглым – полезное качество. Но не имея принципов, идеалов чести и справедливости, журналист вряд ли будет уважаем.
3. Решительность. Да, смелым следует быть во многих ситуациях.
4. Ловкость. Нужно уметь выполнять всё в срок до окончания дедлайна, работать оперативно, быстро находить инфоповоды и уметь подать их вовремя, иначе они перестанут быть актуальными.
5. Стрессоустойчивость. Из-за напряжённого графика приходится нередко находиться в стрессе, поэтому важно к концу рабочего дня не метать повсюду предметы, а для вдохновения ненадолго отложить работу.
– Любопытство – порок? Или не для журналиста?
– Убеждена, что не может стать хорошим журналистом человек, который не испытывает любопытства ко всему, что вокруг него творится, в котором нет жажды узнавать, понимать, творить, рассказать. Это, наверное, и есть ключевое качество в нашей профессии.
– Что самое сложное в твоей работе?
– До сих пор не могу научиться не принимать всё близко к сердцу, смотреть на мир отстранённо и рассказывать о чём угодно спокойно и неэмоционально. В общем, журналист не имеет права на эмоции, а у меня их с лихвой.
– За 12 лет работы в редакции припомни, пожалуйста, самый экстремальный (весёлый, драматичный) случай. Что-то такое, что «выбивает».
– Долго думала, что же весёлого было. Но так ничего и не вспомнила. Но это не значит, что у нас тут скука смертная. Весёлые истории случаются частенько, но это, как говорится, типичный журналистский «внутряк», непонятный большинству читателей, что-то сугубо профессиональное.
Самое драматичное… Поначалу было сложно участвовать в рейдах «Семья без насилия». Заходить в дома к так называемым социально-опасным семьям, где спит пьяная мать, где в холодильнике шаром покати, где страшнейшая антисанитария, и на тебя смотрит грязный голый малыш, который играет с коробкой от DVD-диска, потому что других игрушек в доме нет. Сдерживать эмоции в такие моменты удавалось с трудом.
Из экстремального – отлично помню поездку на горящие торфяники. Земля под ногами, буквально, горела, а жар стоял, как в хорошей парилке.
– Кого проще привлечь, подписчика в соцсети или читателя к печатному изданию?
– Однозначно сложнее зацепить читателя. У нас маленький район, и новостей в нём раз-два и обчёлся. Мы стараемся оперативно освещать «горячие» новости в наших официальных группах в соцсетях. А в печатном варианте новость доходит до читателя только в субботу, перестав быть злободневной и актуальной. К слову, когда мы создавали сайт районной газеты и официальные группы «Хойніцкіх навін» в соцсетях, то, конечно же, понимали, что тираж наверняка покатится вниз: зачем выписывать газету, если всё можно почитать в интернете. Но, считаю, что этого не произошло. Аудитории разные. И ценим мы каждого читателя, подписчика вне зависимости от того, «идут» к нам с радостными или грустными новостями, благодарностями или критикой. Ведь всё, что мы делаем, это для них.
Беседовала Ольга БЕЛАШ.