В этот раз мне посчастливилось познакомиться с хойничанином Николаем Данченко.
В моих глазах он дважды герой – не просто прошёл армейскую службу в Афганистане, но и проходил её в рядах военно-десантных войск.
Журналисту приходится много общаться с абсолютно разными людьми. Особняком в этом послужном списке стоят ветераны. И здесь речь идёт не только об участниках Великой Отечественной войны. Рядом с нами живут герои и помоложе. Это участники боевых действий в Афганистане.
В который раз не перестаю удивляться, с какой скромностью эти мужчины относятся к личному подвигу. А ведь это действительно подвиг: уйти на войну и выжить.
Сразу после окончания третьей городской школы юноша только и успел, что отпраздновать своё 18-летие. А осенью уже отправился с такими же пацанами обучаться в заведении иного полка – школе жизни, а порой и выживания.
В середине октября 1984 года Коля Данченко попал в учебную часть г. Фергана Узбекской ССР. И в январе 1985 года самолёт доставил его и ещё сотню подготовленных новобранцев в Кабул – столицу Афганистана.
Как от любого настоящего мужчины, у Николая очень сложно вытащить хоть какие-нибудь подробности армейской службы. Не привыкли герои трещать без остановки о своих заслугах. Да, служил в Афгане, да, повидал немало, бывал в длительных операциях. Это так нейтрально называются боевые действия. Николай Иванович чеканит названия населённых пунктов: Кабул, Джелалабад, Панджшер.
А у меня час спустя стынет кровь от ужаса: в хрониках воинов-афганцев эти места часто называют военным адом…
Конечно, юность брала своё. Ведь человеческая психика устроена так, что даже к кошмарам войны привыкают глаза. Для моего собеседника та война слилась с заурядными армейскими буднями. Зато его школьные товарищи годы спустя вспоминают, что до армии Коля был весельчаком, а после службы стал замкнутым и сдержанным мужчиной, которому так рано пришлось повзрослеть.
Первое время в Афгане, чтобы не волновать маму, Николай писал в письмах, что служит в спокойной Монголии. Но в ответном письме мама Надежда Семёновна сообщила, что знает о настоящем месте его пребывания и ждёт сына целым и невредимым несмотря ни на что.
Запомнился молодому десантнику самый необычный и единственный Новый год так далеко от дома. На нехитром праздничном столе тогда красовался арбуз. И это в конце декабря, когда в те времена в белорусском новогоднем меню из зелёного – максимум солёные огурцы и ёлка.
Война войной, а традиции в армии нерушимы. Это я о том, что к своему дембелю Николай Данченко справил настоящий, хоть и худенький, дембельский альбом. Даже фотографии собрались. Их Коля вклеил уже в Хойниках. К слову, печатать фото во время службы в Афганистане было строго запрещено. Поэтому находчивый хойничанин в письмах родным отсылал также плёночные негативы. Хитро!
Хвастаться архивными фотографиями Николай не решается. Говорит, что качество тех снимков далеко от идеала, даже он сам с трудом различает, кто на фото. Да и не те это воспоминания, чтобы с улыбкой о них говорить.
В соседнем полку служил земляк Николая – уроженец д. Звеняцкое. Василий Заяц. Всего пару месяцев оставалось парню до дембеля, когда он погиб.
В день памяти Николай чуть дольше стоит напротив плиты с его именем. А саму дату, 15 февраля, всегда выделяет и не пропускает митинга-реквиема в память о чужой и в то же время своей войне. Там, у строгого мемориала Николай встречается с такими же немногословными героями, чтобы вместе помолчать.
Вернувшись на родину в 1986 году, парень безвольно станет свидетелем уже других исторических событий. На их фоне он займётся созиданием: посвятит десятилетия строительству. Больше двадцати лет Николай Данченко трудится в строительной бригаде заповедника.
Он так же давно и прочно женат, вместе с супругой Натальей воспитали чудесную дочь Ирина, которая уже растит на радость дедушке Коле внучку Стефанию.
Девчата, как ласково называет своих любимых женщин Николай, помнят и чтят своего дорогого защитника и неуклонно поздравляют его с двумя важными февральскими датами. Как когда-то поздравляла его с возвращением мама, держа в руках пёстрый импортный платок. Это Николай по армейской традиции раздобыл для мамы такой сувенир на память.
Но что-то мне подсказывает, что он сделал маме подарок гораздо более ценный, чем любая, пусть и красивая, вещица.
Алеся ЯЧИЧЕНКО.
Фото Елены СМУСЕНОК.