Депутаты на заседании шестой сессии Палаты представителей Национального собрания седьмого созыва приняли во втором чтении законопроект «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании», передает корреспондент БЕЛТА.
«Предлагаемый проект закона подготовлен в целях совершенствования норм Кодекса об образовании с учетом практики его применения в современных условиях. При этом в документе отдельные предписания приведены в соответствие с законодательством Беларуси», — отметил председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Игорь Марзалюк.
Подготовка новой редакции кодекса обусловлена изменением структуры высшего образования, включением в систему образования Беларуси научно-ориентированного образования взамен системы послевузовского образования, расширением сферы применения целевой подготовки специалистов и рабочих (служащих) для удовлетворения потребностей в специалистах в малых населенных пунктах и на загрязненных территориях, в иных населенных пунктах, а также устранением пробелов, выявленных в практике применения Кодекса об образовании. Предлагается установить обязательным получение общего среднего образования, вводятся нормы, направленные на внедрение инклюзивных подходов в образовании, обеспечивающие равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В общей части проекта кодекса в сравнении с действующей редакцией предусмотрены: грант на обучение иностранным гражданам и лицам без гражданства для освоения ими содержания образовательных программ высшего и среднего специального образования в государственных учреждениях образования, расширение сферы применения целевой подготовки специалистов и рабочих (служащих), возможность использования модульного принципа представления содержания образовательной программы, возможность реализации образовательных программ посредством сетевой формы взаимодействия между учреждениями образования, выделение дистанционной формы получения образования в самостоятельную форму, возможность трудоустройства в счет брони инвалидам и лицам с особенностями психофизического развития при невозможности предоставить место при распределении.
В особенной части проекта кодекса в сравнении с действующей редакцией предусмотрены на уровне дошкольного и общего среднего образования: оптимизация видов учреждений дошкольного образования (исключены ясли, ясли-сад, санаторный ясли-сад), реализация в учреждениях дошкольного образования образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, наделение местных исполнительных органов полномочиями по изменению норм наполняемости в учреждениях дошкольного образования в целях обеспечения местами в учреждениях дошкольного образования в микрорайонах-новостройках, возможность финансирования части расходов частных дошкольных учреждений за счет средств местных бюджетов исходя из численности детей, зачисленных в эти учреждения по направлению, выданному местными органами при отсутствии свободных мест в государственных учреждениях образования.
Предусматривается прием детей для получения начального образования по достижении на начало учебного года возраста шести лет либо по желанию одного из законных представителей в более позднем возрасте. По заявлению одного из законных представителей при наличии решения педагогического совета допускается прием в I класс ребенка, которому шесть лет исполняется в текущем календарном году. Предусматривается изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне, в том числе в рамках организации профильного обучения на III ступени общего среднего образования, установление в средних школах — училищах олимпийского резерва режима шестидневной учебной недели и возможность проведения факультативных занятий в шестой школьный день с учащимися V-XI (XII) классов, закрепление за учредителем права устанавливать наполняемость классов с учетом соблюдения требований санитарных норм, установление продолжительности учебного года, включая каникулы, с 1 сентября по 31 августа. Учебные занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая включительно, а для учащихся IX и XI (XII) классов — с 1 сентября по 25 мая.
Предусматривается оптимизация видов учреждений общего среднего образования за счет исключения таких видов, как гимназия-интернат, вечерняя школа, межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, межшкольный центр допризывной подготовки, учебно-педагогический комплекс с сохранением видов «гимназия — колледж искусств», «училище олимпийского резерва», предоставление возможности реализовывать образовательную программу дошкольного образования в начальных, базовых и средних школах, возможность сочетания обучения на дому и в учреждении общего среднего образования на основании заключения врачебно-консультационной комиссии и заявления законного представителя учащегося, возможность обучения учащихся, содержащихся под стражей в следственных изоляторах (в настоящее время такое право предоставлено только лицам, отбывающим наказание в исправительных учреждениях).
На уровне профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и дополнительного образования взрослых появляется возможность получения образования в дистанционной форме, реализации образовательных программ посредством сетевой формы взаимодействия, уменьшается срок получения профессионально-технического образования на основе общего среднего образования в дневной форме получения образования. Такой срок составит от шести месяцев до одного года (вместо одного года — полутора лет). Предусматривается изменение структуры высшего образования, обеспечивающей повышение его привлекательности для иностранных граждан, усиление международного имиджа, гармонизацию системы белорусского высшего образования с международными стандартами (условия для расширения экспорта образовательных услуг) и повышение качества образования.
На уровне высшего образования предусматривается: бакалавриат (общее высшее образование 4-4,5 года), магистратура (углубленное высшее образование 1-2 года), непрерывная образовательная программа высшего образования (специальное высшее образование 5-6 лет с дипломом магистра для отдельных технических специальностей и высшее образование по специальностям «здравоохранение»). Послевузовское образование переименовывается в уровень научно-ориентированного образования — аспирантура (адъюнктура) со сроком подготовки не более трех лет.
Законопроект дополнен новым разделом «Дополнительное образование одаренных детей и молодежи», в рамках которого регламентируются вопросы системы дополнительного образования одаренных детей и молодежи, организации образовательного процесса при реализации образовательной программы одаренных детей и молодежи, научно-методического обеспечения дополнительного образования одаренных детей и молодежи. Также определено учреждение дополнительного образования одаренных детей и молодежи.
В рамках регулирования вопросов трудоустройства и распределения выпускников учреждений профессионального образования предусматривается: зачет в срок обязательной работы по распределению по желанию выпускника периода военной службы по контракту, периода альтернативной службы, закрепление статуса молодого специалиста за выпускниками, получившими образование на условиях оплаты и направленными на работу, введение механизма обеспечения первым рабочим местом путем бронирования.
В ходе подготовки к рассмотрению законопроекта во втором чтении в Палате представителей проделана работа, по результатам которой в проект кодекса дополнительно внесен ряд корректив. В частности, усилена воспитательная составляющая образования, а к целям образования, наряду с интеллектуальным, нравственным, творческим, физическим и профессиональным развитием личности, отнесены формирование патриотизма, гражданственности. Воспитательная работа во внеучебное время должна быть направлена на формирование у обучающихся уважения к памяти защитников Отечества, закону и правопорядку, бережного отношения к историко-культурному наследию и традициям белорусского народа. Данные нормы увязаны с законодательными мерами по противодействию экстремизму и реабилитации нацизма, а также с предложениями по изменению Конституции, подготовленными Конституционной комиссией; предусмотрена организация транспортного обеспечения к местам проведения мероприятий воспитательного характера: экскурсий, физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, спортивных, культурных мероприятий.
Существенно расширен перечень учреждений образования, основным органом самоуправления в которых является педагогический совет; введена обязанность для поступающих на работу педагогов предъявлять выписку из единого государственного банка данных о наличии (отсутствии) сведений о преступлениях. Для укрепления авторитета и дополнительной поддержки педагогических работников в законопроект включена норма, дающая право при наличии свободных мест осуществлять подвоз педагогов к месту работы и обратно школьными автобусами. Уточнены отдельные положения, регламентирующие порядок отчисления обучающихся. К основаниям для отчисления отнесены случаи привлечения к административной ответственности за однократное совершение грубого административного правонарушения или привлечение к уголовной ответственности за преступления против человека. Уточнен порядок восстановления для продолжения получения образования лиц, не завершивших освоение содержания одного из видов образовательных программ и отчисленных из учреждений образования. Восстановление отчисленных будет осуществляться не с 1 сентября, а с того же семестра (полугодия), с которого они были отчислены.
Учтены предложения Министерства обороны по вопросу совершенствования подготовки кадров по военным специальностям. Возвращена норма о возможности получения законными представителями обучающихся информации о проводимых медицинских, психологических, педагогических обследованиях, а порядок получения информации о ходе и содержании образовательного процесса будет определяться руководителем учреждения образования с участием органа самоуправления, в который входят законные представители.