Депутаты поддержали изменения в Кодекс об образовании

Новости страны

Депутаты на заседании шестой сессии Палаты представителей Национального собрания седьмого созыва приняли во втором чтении законопроект «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании», передает корреспондент БЕЛТА.

«Предлагаемый проект закона подготовлен в целях совершенствования норм Кодекса об образовании с учетом практики его применения в современных условиях. При этом в документе отдельные предписания приведены в соответствие с законодательством Беларуси», — отметил председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Игорь Марзалюк.

Подготовка новой редакции кодекса обусловлена изменением структуры высшего образования, включением в систему образования Беларуси научно-ориентированного образования взамен системы послевузовского образования, расширением сферы применения целевой подготовки специалистов и рабочих (служащих) для удовлетворения потребностей в специалистах в малых населенных пунктах и на загрязненных территориях, в иных населенных пунктах, а также устранением пробелов, выявленных в практике применения Кодекса об образовании. Предлагается установить обязательным получение общего среднего образования, вводятся нормы, направленные на внедрение инклюзивных подходов в образовании, обеспечивающие равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В общей части проекта кодекса в сравнении с действующей редакцией предусмотрены: грант на обучение иностранным гражданам и лицам без гражданства для освоения ими содержания образовательных программ высшего и среднего специального образования в государственных учреждениях образования, расширение сферы применения целевой подготовки специалистов и рабочих (служащих), возможность использования модульного принципа представления содержания образовательной программы, возможность реализации образовательных программ посредством сетевой формы взаимодействия между учреждениями образования, выделение дистанционной формы получения образования в самостоятельную форму, возможность трудоустройства в счет брони инвалидам и лицам с особенностями психофизического развития при невозможности предоставить место при распределении.

В особенной части проекта кодекса в сравнении с действующей редакцией предусмотрены на уровне дошкольного и общего среднего образования: оптимизация видов учреждений дошкольного образования (исключены ясли, ясли-сад, санаторный ясли-сад), реализация в учреждениях дошкольного образования образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, наделение местных исполнительных органов полномочиями по изменению норм наполняемости в учреждениях дошкольного образования в целях обеспечения местами в учреждениях дошкольного образования в микрорайонах-новостройках, возможность финансирования части расходов частных дошкольных учреждений за счет средств местных бюджетов исходя из численности детей, зачисленных в эти учреждения по направлению, выданному местными органами при отсутствии свободных мест в государственных учреждениях образования.

Предусматривается прием детей для получения начального образования по достижении на начало учебного года возраста шести лет либо по желанию одного из законных представителей в более позднем возрасте. По заявлению одного из законных представителей при наличии решения педагогического совета допускается прием в I класс ребенка, которому шесть лет исполняется в текущем календарном году. Предусматривается изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне, в том числе в рамках организации профильного обучения на III ступени общего среднего образования, установление в средних школах — училищах олимпийского резерва режима шестидневной учебной недели и возможность проведения факультативных занятий в шестой школьный день с учащимися V-XI (XII) классов, закрепление за учредителем права устанавливать наполняемость классов с учетом соблюдения требований санитарных норм, установление продолжительности учебного года, включая каникулы, с 1 сентября по 31 августа. Учебные занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая включительно, а для учащихся IX и XI (XII) классов — с 1 сентября по 25 мая.

Предусматривается оптимизация видов учреждений общего среднего образования за счет исключения таких видов, как гимназия-интернат, вечерняя школа, межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, межшкольный центр допризывной подготовки, учебно-педагогический комплекс с сохранением видов «гимназия — колледж искусств», «училище олимпийского резерва», предоставление возможности реализовывать образовательную программу дошкольного образования в начальных, базовых и средних школах, возможность сочетания обучения на дому и в учреждении общего среднего образования на основании заключения врачебно-консультационной комиссии и заявления законного представителя учащегося, возможность обучения учащихся, содержащихся под стражей в следственных изоляторах (в настоящее время такое право предоставлено только лицам, отбывающим наказание в исправительных учреждениях).

На уровне профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и дополнительного образования взрослых появляется возможность получения образования в дистанционной форме, реализации образовательных программ посредством сетевой формы взаимодействия, уменьшается срок получения профессионально-технического образования на основе общего среднего образования в дневной форме получения образования. Такой срок составит от шести месяцев до одного года (вместо одного года — полутора лет). Предусматривается изменение структуры высшего образования, обеспечивающей повышение его привлекательности для иностранных граждан, усиление международного имиджа, гармонизацию системы белорусского высшего образования с международными стандартами (условия для расширения экспорта образовательных услуг) и повышение качества образования.

На уровне высшего образования предусматривается: бакалавриат (общее высшее образование 4-4,5 года), магистратура (углубленное высшее образование 1-2 года), непрерывная образовательная программа высшего образования (специальное высшее образование 5-6 лет с дипломом магистра для отдельных технических специальностей и высшее образование по специальностям «здравоохранение»). Послевузовское образование переименовывается в уровень научно-ориентированного образования — аспирантура (адъюнктура) со сроком подготовки не более трех лет.

Законопроект дополнен новым разделом «Дополнительное образование одаренных детей и молодежи», в рамках которого регламентируются вопросы системы дополнительного образования одаренных детей и молодежи, организации образовательного процесса при реализации образовательной программы одаренных детей и молодежи, научно-методического обеспечения дополнительного образования одаренных детей и молодежи. Также определено учреждение дополнительного образования одаренных детей и молодежи.

В рамках регулирования вопросов трудоустройства и распределения выпускников учреждений профессионального образования предусматривается: зачет в срок обязательной работы по распределению по желанию выпускника периода военной службы по контракту, периода альтернативной службы, закрепление статуса молодого специалиста за выпускниками, получившими образование на условиях оплаты и направленными на работу, введение механизма обеспечения первым рабочим местом путем бронирования.

В ходе подготовки к рассмотрению законопроекта во втором чтении в Палате представителей проделана работа, по результатам которой в проект кодекса дополнительно внесен ряд корректив. В частности, усилена воспитательная составляющая образования, а к целям образования, наряду с интеллектуальным, нравственным, творческим, физическим и профессиональным развитием личности, отнесены формирование патриотизма, гражданственности. Воспитательная работа во внеучебное время должна быть направлена на формирование у обучающихся уважения к памяти защитников Отечества, закону и правопорядку, бережного отношения к историко-культурному наследию и традициям белорусского народа. Данные нормы увязаны с законодательными мерами по противодействию экстремизму и реабилитации нацизма, а также с предложениями по изменению Конституции, подготовленными Конституционной комиссией; предусмотрена организация транспортного обеспечения к местам проведения мероприятий воспитательного характера: экскурсий, физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, спортивных, культурных мероприятий.

Существенно расширен перечень учреждений образования, основным органом самоуправления в которых является педагогический совет; введена обязанность для поступающих на работу педагогов предъявлять выписку из единого государственного банка данных о наличии (отсутствии) сведений о преступлениях. Для укрепления авторитета и дополнительной поддержки педагогических работников в законопроект включена норма, дающая право при наличии свободных мест осуществлять подвоз педагогов к месту работы и обратно школьными автобусами. Уточнены отдельные положения, регламентирующие порядок отчисления обучающихся. К основаниям для отчисления отнесены случаи привлечения к административной ответственности за однократное совершение грубого административного правонарушения или привлечение к уголовной ответственности за преступления против человека. Уточнен порядок восстановления для продолжения получения образования лиц, не завершивших освоение содержания одного из видов образовательных программ и отчисленных из учреждений образования. Восстановление отчисленных будет осуществляться не с 1 сентября, а с того же семестра (полугодия), с которого они были отчислены.

Учтены предложения Министерства обороны по вопросу совершенствования подготовки кадров по военным специальностям. Возвращена норма о возможности получения законными представителями обучающихся информации о проводимых медицинских, психологических, педагогических обследованиях, а порядок получения информации о ходе и содержании образовательного процесса будет определяться руководителем учреждения образования с участием органа самоуправления, в который входят законные представители.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *