В октябре прошлого года в Хойникском районе случилась сенсация. В поле возле деревни Алексичи работник местного хозяйства после проходки трактора обнаружил яму, а в ней склеп.
Чем закончилась громкая история?
Тогда территорию огородили, организовали дежурство милиции. Поток желающих посмотреть на находку не иссякал. «Гомельская правда» тоже побывали на месте событий. Увидели «помещение» со стенами, выложенными красным кирпичом. Гроб, по углам украшенный ангелами. Позже специалисты дополнили: на его крышке размещена металлическая табличка с именем Альфреда Обуховича.
Что будет со склепом, расскажем в конце материала, а сейчас затронем некоторые аспекты «шляхетской хронологии» с Сергеем Бельским – учителем истории средней школы №3 в Хойниках.
– Сергей Валентинович, что известно об этой деревне, кому она принадлежала в давние времена?
– Алексичи упоминаются с 1552 года. В описании Мозырского замка есть сведение о том, что «село Олексичское» и остров Чёрновщина отданы Андрею Обуху. Неподалеку от острова в Калинковичском районе позднее появилась деревня Обуховщина – гнездо мозырской ветви Обуховичей, шляхетского рода, происходившего с украинской Волыни.
С 1568-го и на протяжении XVII века Алексичи принадлежали роду Круневичей. Про Обуховичей же известно, что во второй половине того же столетия Базыль Обухович также владел имением Глинище.
Где-то в 30-е годы XVIII века Алексичи, после панов Вольских, достались роду Оскерко, корни которого на Полоцкой земле. На территории Хойникского района им принадлежали имения Алексичи (Новый Двор), Глинище (двор Станиславов – Старый Двор), Михалёв, Рудаков. Оба рода, Оскерко и Обуховичи, переплетались в разных поколениях. К примеру, во второй половине XIX века владелец Макановичей, что в Речицком районе, Феликс Оскерко был женат на Мальвине Обухович.
– Что можно сказать о кладбище?
– Оно католическое, не могло быть большим, но определить границы вряд ли возможно. Говорят, было обнесено невысоким валом, следов которого не осталось. Последнее захоронение датировано 1882 годом. Такие склепы – обычные сооружения при погребении шляхты и ее дворовой службы.
Склеп, в котором упокоен Альфред Обухович, скорее всего, не единственный. На могильной плите удалось прочитать имена восьмерых из девяти захороненных. Одна из них не названа. Это жена Альбина, сына Михала. Она была дочкой барона Остен-Сакена, возможно, незаконнорожденной.
– Кем были остальные?
– Это потомки Богуслава Оскерко от его жен Анны и Кристины. Первая урожденная Бандинелли, вторая Ленкевич. Сыновья Станислав – владелец имения Старый Двор или Глинище, а также Михал – владелец имения Михалёв, это севернее Алексичей. Их жены и дети. Здесь могли быть захоронены Винчи, Сущинские. Найденная могильная плита говорит о представителях одной семьи. Однако их на общем католическом кладбище могло быть несколько.
– Можно ли назвать этот склеп богатым захоронением?
– Скорее всего, оно простое, типичное, какого-то изыска там нет. Альфред Обухович указан в списках землевладельцев Минской губернии. В его имении Застенок было около 1800 десятин земли, это большая площадь. Но что она собой представляла? Преимущественно лес, луга, болота.
Отец Альфреда Каэтан купил имение Великая Липа на территории нынешнего Несвижского района, там и похоронен. Старший сын Альфреда Станислав владел Застенком после его смерти. Младший Вацлав после революции оказался на Берестейщине. Попал под репрессии.
– Расскажите о самом известном представителе рода, который имеет отношение к нашим краям.
– Александр Оскерко – уроженец деревни Рудаков Хойникского района. Один из лидеров белых в освободительном восстании 1863 года. Когда оно началось, назначен военачальником в Вильно. До этого создал Литовское земское кредитное общество, чтобы сконцентрировать в нем все имения и капиталы края, неподконтрольные российским властям. В случае успеха этого дела было бы готовое правительство для возрождаемой державы. Чиновник из царской администрации Крейц считал Оскерко более серьезным противником, чем других лидеров повстанцев, в том числе и Кастуся Калиновского.
Александр способствовал выходу в 1862 году букваря для детей-католиков. После подавления восстания осужден на пятнадцать лет каторги. В ссылке у него родился и умер сын. В Беларусь возвращаться было нельзя, жил после каторги в Польше, потом в Вильно, последние дни провел в Браславском районе у дочери Марии Минейко. Похоронен на кладбище Росса в Вильно.
– На территории нынешнего района много имений?
– Усадебный дом Аврамовых в Хойниках вам известен как и Рудаковское имение Оскерко – Ваньковичей, а также Борисовщинское – Ястржембских.
За второй школой, в местности, которую называют Замок, находился усадебный дом Кароля Прозора. Он, кроме всего, известен тем, что убедил Тадеуша Костюшко возглавить восстание в 1794 году, хотя тот, как опытный военный, понимал, что мало шансов на победу. Но движение готовилось, и его должен был возглавить достойный полководец.
В стиле модерн
Захоронение обследовала комиссия в составе представителей Гомельского дворцово-паркового ансамбля, Института истории Национальной академии наук, Хойникского райисполкома, районного краеведческого музея. Вот его результаты.
Погребение не вскрывалось
Сооружение в удовлетворительном состоянии. Пространство прямоугольное. Сложено из кирпича местного производства. Изнутри склеп побелен. Потолок сводчатый.
Погребение не вскрывалось. Деревянный гроб имеет усеченно-коническую форму и выполнен в стиле модерн. Сверху покрыт листовым оцинкованным металлом. Стоит на кирпичном полу на ножках, отлитых из белого металла в форме лап. Широкая сторона указывает, что погребенный лежит головой на запад.
В результате обвала грунта гроб сдвинут к северной стене склепа, из-за чего нарушена целостность части конструкции. При расчистке грунта обнаружены фрагменты небольшого белого глазурованного фарфорового сосуда в виде пиалы и обломок неопределимого железного изделия. Крышка декорирована двумя рядами тонких рельефных накладок из металла. Внешнее оформление – полоса в виде ленты с перевитием. Внутренний ряд представлен рельефной линией в виде полосы из цветов и листьев.
По четырем углам гроба размещены фигурки ангелов, отлитые из белого пористого сплава, внутри полые. Они облачены в длинные платья, в руках держат по круглому венку, за спиной большие отведенные назад крылья. На крышке есть еще две фигурки ангелов.
У них крылья распростерты, и в скорби склонены головы.
На крышке закреплен рельефный тонкий литой крест. Его концы выполнены в форме капель с розетками в виде цветка. В центре – фигура распятого Христа.
С западной стороны гроба закреплена декоративная ручка – ангел. На стенке табличка из тонкого черного листового металла типа нержавейки. Ее поля рельефные, с геометрическим декором, и она напоминает гербовый щит. Надпись на польском языке говорит о том, что здесь захоронен Альфред Обухович, ушедший из жизни 1 июля 1913 года в возрасте 67 лет.
Склеп не связан с могильной плитой потомков Богуслава Оскерко, расположенной возле дороги на этом же поле. Однако обе находки имеют отношение к кладбищу. В некрополе, вероятно, хоронили местную шляхту католического вероисповедания, а также священнослужителей.
По свидетельству местного жителя и согласно картографическим материалам, в деревне было два кладбища: православное для жителей деревни и католическое для шляхты. В ста метрах находилась ныне разрушенная усадьба.
Выводы специалистов
Необходимо прекратить распашку территории кладбища, установить примерные границы, обозначить их деревьями. Вскрытую могилу рекомендовано перекрыть бетонной плитой для исключения попадания внутрь воздуха и влаги. Установить табличку.
В райисполкоме добавили: землю выведут из севооборота, а также выполнят все требования.
Вопросы от «ГП» научному сотруднику отдела археологии и охраны историко-культурного наследия музея дворцово-паркового ансамбля Юрию Панкову:
– Почему ваша комиссия рекомендовала не вскрывать могилы и в целом не проводить раскопки в данной местности?
– Нашей целью было обследование конкретного захоронения. Выяснилось, что ранее могила не вскрывалась, поэтому приняли решение в первую очередь с моральной и этической точек зрения гроб не вскрывать и предметы не изымать. Из этого следует, почему на данный момент не стоит проводить археологические изыскания на всей территории некрополя.
– Какой статус, по вашему мнению, имеют склеп и кладбище? Есть ли у них предпосылки стать историко-культурными ценностями?
– Чтобы получить такой статус, объект должен иметь духовные, художественные или документальные особенности и соответствовать одному из критериев, определенных статьей 92 Кодекса о культуре.
В принципе, само кладбище в деревне Алексичи может подходить под определенные из них. Но даже не находясь в Государственном списке, историческое место вполне может стать туристическим объектом, тем более что оно располагается возле трассы, соединяющей Хойники и Юровичи, в которых, как известно, находятся яркие образцы произведений архитектуры и археологии.
Татьяна ГРЕМЕШКЕВИЧ.
Источник: gp.by
Фото Светланы ВАЩЕНКО.