– Александр Антонович, что сделано за прошлый год? Каких показателей достигла инспекция по результатам прошлого года?
– В результате систематической работы по обеспечению выполнения плановых назначений доходов бюджета в 2021 году мобилизовано 197,00 млн. руб. доходов консолидированного бюджета, в том числе в республиканский бюджет 0,7 млн. руб., в местные бюджеты 197,7 млн. руб.
Плановые назначения бюджетов всех уровней выполнены.
Организациями в доход бюджета уплачено 111,8 млн.руб., или 93,1 % в общей сумме поступлений, индивидуальными предпринимателями 5,6 млн. руб., или 2,9 %, физическими лицами 8,0 млн. руб., или 4,00%.
– Изменяющиеся в стране экономические процессы наверняка влияют и на деятельность налоговых органов? Поделитесь, что-то изменилось в стратегии развития налоговой службы?
– Сегодня налоговая служба демонстрирует новые подходы к работе, успешно взаимодействует с налогоплательщиками. Одним из приоритетных направлений стратегического развития налоговой службы определено такое направление, как создание комфортных условий для добровольного исполнения плательщиками налоговых обязательств и повышение эффективности по налоговому администрированию.
Строго следуя своей стратегии, налоговые органы в своей работе используют предупредительные, профилактические меры, позволяющие снизить уровень вмешательства в работу плательщика.
Собирать бюджет страны – это ответственная и почётная работа. Сегодня, несмотря на тенденцию к автоматизации многих процессов и переход на бесконтактное взаимодействие с плательщиками, психологическая нагрузка на налоговых инспекторов достаточно сильна.
В то же время, за последние годы налоговая служба сделала большой шаг вперёд в развитии электронных сервисов.
– И как же они упрощают жизнь налогоплательщикам?
– Начнём с того, что в настоящее время на официальном сайте МНС имеется 20 электронных сервисов. Они позволяют плательщикам получить множество разнообразной информации, а также без посещения налогового органа заполнить и отправить необходимые документы. Количество плательщиков, использующих электронный формат взаимодействия с налоговыми органами, неуклонно растёт.
Так, по состоянию на 1 января 2022 года электронное взаимодействие с налоговыми органами осуществляют 3 496 субъектов хозяйствования, или 94,1 процента от общего количества плательщиков, состоящих на учёте в налоговых органах, в том числе 89,4 процентов организаций и 95,8 процента индивидуальных предпринимателей. По состоянию на 1 января 2022 года 18650 физических лица или 27,3 процента от общего количества физических лиц, состоящих на учёте, подключились к электронному сервису «Личный кабинет плательщика».
Следует отметить, что одним из приоритетов налоговой службы является контроль за правильностью исчисления налогов и своевременностью их уплаты в бюджет. Бюджет обеспечивается не фискальными методами, а за счёт профилактической работы, которая ориентирована в первую очередь на предотвращение правонарушений со стороны налогоплательщиков и предоставление им права на добровольное исполнение налоговых обязательств. Особый акцент при этом сделан на камеральном контроле, обеспечивающем минимальное вмешательство в текущую деятельность субъектов хозяйствования.
– Александр Антонович, может есть и изменения в самой инспекции?
– Изменения есть. В инспекции, после масштабной модернизации, в новом формате работает центр обслуживания плательщиков, который организован в рамках нового стиля налоговых органов Республики Беларусь. Обслуживание плательщиков у нас сегодня осуществляется с использованием электронного терминала, который находится рядом со стойкой администратора. В терминале максимально предусмотрены все возможные вопросы, возникающие у плательщиков. При этом рядом всегда находится сотрудник инспекции, готовый помочь и подсказать, как пользоваться терминалом, а также сориентирует, какую услугу плательщику необходимо выбрать, и ответит на возникшие вопросы. Плательщику остаётся лишь получить талон с указанием номера обслуживания и дождаться приглашения к рабочему месту конкретного специалиста.
Также для удобства плательщиков предусмотрена возможность для написания заявлений, для заполнения налоговых деклараций (расчётов) и других документов – есть необходимые письменные принадлежности, образцы документов.
Вся актуальная информация располагается на стендах, которая постоянно обновляется.
– Александр Антонович, какие основные изменения внесены в Налоговый кодекс с 2022 года?
– По обыкновению, с приходом нового года существенные новации затронули налоговую сферу. Поправки ориентированы в основном на решение практических вопросов налогообложения, совершенствование налогового администрирования, упрощение порядка исчисления и уплаты налогов.
С начала 2022 года начал действовать новый Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК). Так, для организаций с 1 января 2022 года введены дополнительные ограничения на применение упрощённой системы налогообложения (далее – УСН). Уменьшены значения критериев для перехода на УСН. Исключена возможность применения УСН с уплатой НДС. Установлена ставка налога при УСН 6%.
Кроме того, с 1 января 2022 года согласно изменениям все коммерческие организации обязаны подавать налоговые декларации в виде электронного документа.
Также, серьёзно меняются налоги для индивидуальных предпринимателей, а именно:
— сокращён перечень всех видов деятельности, облагаемых единым налогом с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – единый налог);
— также как и для организаций, отмена уплаты НДС при применении УСН, установлена ставка налога при УСН 6%;
— исключено применение УСН для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере услуг, за исключением:
туристической деятельности;
деятельности в сфере здравоохранения;
деятельности сухопутного транспорта;
услуг по общественному питанию;
деятельности в области компьютерного программирования.
Право на УСН в 2022 году остаётся у индивидуальных предпринимателей, которые реализуют поименованные выше услуги, а также осуществляют торговлю товарами, выполнение работ и реализацию имущественных прав. При этом для определения понятий «услуга» и «работа» необходимо исходить из терминов, приведённых в подпункте 2.21 и 2.30 статьи 13 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 № 71-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 31.12.2021 N 141-З) (далее – Общая часть НК).
— Александр Антонович, о новшествах в налогах Вы нам рассказали, что Вы можете сказать коллективу?
— Выражаю благодарность коллективу инспекции, всем, кто честно и достойно служил и служит нашей профессии. Это требует высоких профессиональных и моральных качеств и навыков. Работники налоговых органов, прежде всего ответственные профессионалы, которые прилагают максимум усилий, чтобы казна была полна и государство могло гарантировать социальную защищённость граждан.
Хочу также поблагодарить всех законопослушных налогоплательщиков за их вклад в формирование бюджета, за их добросовестный труд на благо нашей страны.
А. РАШУК, начальник инспекции МНС Республики Беларусь по Речицкому району.