Не описать словами, что чувствуют сейчас люди, переехавшие к нам из ДНР и ЛНР несколько лет назад. У многих там остались родственники.
Ситуация на Донбассе коснулась переселенцев, проживающих и в Хойниках. Ведь в 2014 году в разгар конфликта в Украине Беларусь приняла у себя тысячи беженцев, которые покидали родину, спасаясь от войны. В нашем городе мы встретились с бывшими жителями Донбасса, и узнали, как изменилась их жизнь за это время.
«Благодарна людям, которые помогали в трудный час»
– У меня там, в небольшом городе Горняк, остались папа, мама мужа и его сёстры. Война – это очень страшно. Тогда моей дочери Злате было всего 9 лет. Мы с супругом боялись за её жизнь. И решили уехать в никуда. До сих пор помню, как через дом летела граната. Причём, мой ребёнок чётко знал, что в этот момент нужно делать: бежать в коридор, брать подушку, укрываться одеялом и сидеть. Не о таком детстве для своей дочери я мечтала.
Сын Дима тогда учился в Донецке на повара. Ему пришлось бросить учёбу. Мы не знали куда ехать, но понимали, что нужно убегать. У нас не было денег. В 2014 году с нами созвонилась подруга свекрови Нина, она из Хойник, и предложила переехать к ней. Собрали кое-какие вещи и уехали. На следующий день пошли в исполком. Приняли нас радушно, выслушали. Нам не ответили, мол, вот порог, мы вас не звали. Мужу быстро подыскали работу, нашли жильё. Помогли с регистрацией.
Хойники за это время для нас стали родными, мы чувствуем себя здесь под защитой. Дочь уже выросла, ей 16 лет, поступила в музыкальное училище. Сын доучился в лицее, сейчас работает в Минске. Я первое время работала в магазине продавцом. Семьёй жили в общежитии. Теперь нам выделили дом. У нас всё есть для счастья, а главное – мирная жизнь и крыша над головой. Я безумно благодарна людям, которые не отвернулись в трудный час. Конечно, мы переживаем за родственников из Донбасса. Хочется, чтобы поскорее всё закончилось.
«В Хойниках началась новая жизнь»
– Хойники я могу назвать второй Родиной. Ценно, что я живу в таком мирном городе, в котором люди готовы помогать, сопереживать чужому горю. В Украине же каждый сам за себя. Например, из удобств холодная вода, есть она – хорошо. Воды нет – пробурим скважину. Электричества нет – купим генератор. Там нет такого, что кто-то придёт и начнёт помогать, как в Хойниках. Когда почувствовал опасность, решил уехать на Хойникщину. Знакомые говорили, что здесь хорошо.
Сначала сам приехал, чтобы посмотреть обстановку, затем перевёз сына и жену. Через месяц устроился на работу. Заработная плата была тогда небольшая. И супруга, не выдержав материальных трудностей, ушла от меня, забрала сына и уехала назад. После войны это было вторым потрясением. Для себя решил, что всё равно останусь здесь. Зачем бежать туда, где всё неспокойно? С сыном мы продолжаем общаться. В Хойниках у меня началась новая жизнь – второй брак, родилась дочь София. С жильём нет проблем. Недавно купил квартиру. Работаю в КЖУП «Хойникский коммунальник» слесарем, на Украине, кстати, трудился на шахте. Коллеги у меня хорошие.
У меня на душе, конечно, неспокойно. На родине остались родители. Ежедневно звоню им. Они говорят, что скорее всего придётся, как в 2014 году, заклеивать окна скотчем. Недавно из-за боевых действий разбомбили водопровод. Переживаю за родителей, как они там. Никогда не знаешь, что случится завтра. Дай Бог, конфликт разрешится. Мы, славянские народы, должны жить в мире.
«На Донбассе мой сынок»
– Я уроженка Хойник, но вся моя молодость прошла в Мариуполе. Из-за событий на Донбассе мне пришлось вернуться на малую родину. В январе я получила гражданство Беларуси. Всё благодаря Президенту Александру Лукашенко, который упростил беженцам из Донецкой и Луганской областей процедуру получения гражданства. Когда получила паспорт, была такая счастливая. В Беларуси от переселенцев никто не отвернулся. Помогли с регистрацией, оформлением документов. Хойникщина приняла меня, как родную, в те страшные годы. В августе прошлого года в Хойники из Мариуполя приехал старший сын Юрий. Мне не так одиноко.
К сожалению, не получается пока забыть военный Донбасс. И сейчас опять творится что-то подобное. Наворачиваются слёзы, когда смотришь репортажи и читаешь новости… Когда же это всё прекратится?
О тех событиях Наталья не любит вспоминать. И врагу не пожелает пройти через ту боль и страдания, которые она вынесла. Говорит, что самое страшное, когда погибают ни в чём не повинные люди, которым ещё нужно жить и жить.
Те, кто там не был и не знает всей ситуации, этого не поймёт. Когда мы приехали сюда, почувствовали разницу. И как важно, когда близкие рядом. Надеюсь, что на Донбассе всё наладится. Спасибо за то, что мы в мире живём в Беларуси.
Сейчас на Донбассе мой младший сынок Андрей. Боюсь за его жизнь, потому что больше недели не было связи с ним. Только несколько дней назад он написал: «Мама, со мной всё хорошо». Но материнское сердце не на месте. Я волнуюсь, что он пишет так, чтобы я не переживала.
Беседовала Виктория МОРОЗ.
Фото автора.