Депутаты на заседании восьмой сессии Палаты представителей Национального собрания седьмого созыва приняли в первом чтении законопроект «Об изменении законов» (по вопросам уголовной ответственности), передаёт корреспондент БЕЛТА.
Проект закона внесен в Палату представителей Советом Министров 23 февраля 2022 года. Он разработан с целью актуализацию законов в различных сферах законодательства с учетом принятия закона от 26 мая 2021 года №112-З «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности», которым среди прочего внесены изменения в названия видов наказаний (пожизненное лишение свободы и лишение свободы на определенный срок взамен пожизненного заключения и лишения свободы соответственно).
Таким образом, в части корректировки указанной терминологии проектом закона предусматривается внесение изменений в законы: от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении», от 17 декабря 1992 года «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований», от 19 ноября 1993 года «О правах ребенка», Гражданский кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс о браке и семье, Кодекс торгового мореплавания, от 16 июня 2003 года «О порядке и условиях содержания лиц под стражей», от 15 июня 2006 года «О занятости населения Республики Беларусь», от 8 мая 2007 года «О прокуратуре Республики Беларусь», от 17 июля 2007 года «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», от 4 января 2010 года «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них», от 4 июня 2015 года «Об альтернативной службе», от 24 октября 2016 года «Об исполнительном производстве».
Кроме того, проектом закона предусматривается приведение законов о пенсионном обеспечении и о пенсионном обеспечении военнослужащих в соответствие с законом «О защите персональных данных».
Так, например, предоставление органам, осуществляющим пенсионное обеспечение военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава и членов их семей, права использовать персональные данные (в том числе специальные персональные данные), содержащиеся в информационных ресурсах и системах государственных органов и иных организаций, позволит решить актуальную задачу по оперативному обеспечению данных государственных органов достоверными и актуальными сведениями, необходимыми для надлежащего выполнения возложенных на них функций по реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение.
Вносимые проектом закона дополнения в ст. 27 закона «О правах ребенка» позволят реализовать запрет на занятие должностей, профессий, связанных с осуществлением педагогической деятельности, педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта, выполнением воспитательных функций, других должностей, профессий, связанных с постоянной работой с детьми, лицами, ранее совершившими преступления против половой неприкосновенности или половой свободы, преступления, предусмотренные ст. 172, 173, 181, 182, 187, 343 Уголовного кодекса, лицами, не отвечающими требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам законодательством, а также лицами, которые не могут осуществлять педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта в соответствии с законодательными актами в сфере физической культуры и спорта.
В новой редакции излагается ст. 460 Уголовно-процессуального кодекса, регламентирующая вопросы возмещения вреда, причиненного действиями органа, ведущего уголовный процесс, в результате чего скорректирован перечень оснований для возмещения вреда. Данная корректировка УПК предусматривает внесение изменений в ст. 939 и 969 Гражданского кодекса, которые также касаются возмещения вреда, причиненного действиями органа, ведущего уголовный процесс, в целях их взаимосогласования со ст. 460 УПК.
Ст. 24 закона «Об альтернативной службе» корректируется с учетом положений закона от 7 мая 2021 года «Об изменении законов по вопросам социальных нормативов и минимальной заработной платы», согласно которым бюджет прожиточного минимума ежеквартально устанавливается Министерством труда и социальной защиты, а не утверждается.