Именная электричка

Год народного единства

В Хойники приезжал состав «Елена Чухнюк»

Удивительная и героическая биография женщины-машиниста Гомельского депо.

Тёплым вечером нас занесло на железнодорожную станцию. По случайному совпадению мы встретили прибывающий электропоезд Василевичи-Хойники. Только это был не привычный состав современной модели, а классический локомотив. С единственным отличием: на сером блестящем боку вагона красовалась надпись – Елена Чухнюк. Кто же эта загадочная особа, раз её именем назван железнодорожный состав?

Стала узнавать и обомлела. Вы тоже присядьте. Ведь Елена Мироновна Чухнюк – это легендарная машинист поездов Гомельского депо. Она входила в небольшое число женщин-машинистов по нашей железнодорожной ветке. А прославилась своими выдающимися трудовыми подвигами во время Великой Отечественной войны. Про таких говорили: гвозди бы делать из этих людей. И неспроста.

Родилась Елена Чухнюк в 1917 году в селе Дьяковка Винницкого уезда в крестьянской семье. В 1938 году поступила на курсы помощников машиниста паровоза при Гомельском локомотивном депо Белорусской железной дороги, по окончании которых работала в депо Гомель помощником машиниста паровоза, затем – машинистом паровоза. Водила большегрузные поезда на Оршу, Могилёв, Чернигов.

Только представьте работоспособность этой молодой женщины, если в 1941 году ей даже было присвоено звание «Почётный железнодорожник».

В период Великой Отечественной войны Елена Мироновна водила воинские поезда с оружием и боеприпасами к линии фронта. С 1942 года хрупкая женщина, а в душе матёрый железнодорожник, возглавляла комплексную бригаду паровоза «ЭМ723-88», имея в подчинении две бригады. В 1942 году, ведя состав с военной техникой на Сталинградский фронт, на станции Петров Вал при налёте вражеских бомбардировщиков была ранена.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного транспорта в условиях военного времени» удостоена звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Зимой 1943-1944 годов на Северо-Печорской железной дороге водила поезда с углём, в условиях сильных морозов организовала скоростное движение угольных маршрутов, сократив время доставки груза в три раза.

После войны окончила Московский электромеханический институт инженеров транспорта, работала в Министерстве путей сообщения СССР, преподавала в профильном вузе и была, по воспоминаниям современников, чрезвычайно скромным и неприхотливым в быту человеком.

Биография Елены Чухнюк положена в основу сценария кинофильма «Путь славы» 1948 года.

Всю свою жизнь Елена прожила с супругом Петром Севериным, офицером, преподавателем государственного технологического университета имени К. Э. Циолковского.

Ещё при жизни именем Елены Мироновны в честь её 85-летия назван электропоезд «ЭТ2М-045» Октябрьской железной дороги. Также она стала Почётным гражданином Таганского района Москвы.

Имя «Елена Чухнюк» присвоено дизель-поезду «ДР1Б-505» локомотивного депо станции Гомель Белорусской железной дороги с февраля 2007 года, поезд курсирует по маршруту Гомель – Могилёв и на других направлениях, заезжая в Хойники. Правда, сейчас состав находится в депо г. Лида на ремонте. Но в ближайшее время вновь встанет на рельсы и привезёт пассажиров в Хойники. Следите за расписанием!

Алеся ЯЧИЧЕНКО.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *