О законодательной и других формах деятельности

Законнасць і парадак

31 октября 2008 года начал работу Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь четвёртого созыва. В его состав, согласно Конституции Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов избрали по 8 человек от каждой области и города Минска. В числе членов Совета Республики от Гомельщины – директор республиканского научно-исследовательского унитарного предприятия  “Институт радиологии” Виктор Сергеевич Аверин. Как сенатор, он курирует вопросы жизнедеятельности населения наиболее пострадавших от чернобыльской аварии Хойникского, Брагинского и Лоевского районов. Предлагаем вниманию читателей интервью с В.С. Авериным о законодательной и иных формах деятельности.

– Виктор Сергеевич, вначале расскажите о статусе и полномочиях Совета Республики.

– Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом и состоит из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики.

 Каждый созыв в течение четырёхлетнего срока полномочий Совет Республики в соответствии с Конституцией Республики Беларусь одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении в неё изменений и дополнений, а также проекты иных законов. Совет Республики участвует в решении ряда важнейших кадровых вопросов на государственном уровне.

Как палате территориального представительства, Совету Республики предоставлено право отменять решения местных Советов депутатов, не соответствующих законодательству, принимать решение о роспуске местного Совета депутатов. Совет Республики также может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

Совет Республики наделён правом законодательной инициативы. Ежегодно проводятся две очередные сессии Совета Республики. Весенняя сессия открывается 2 апреля и продолжается не более 90 дней. Осенняя открывается 2 октября и продолжается не более 80 дней.

Заседания Совета Республики являются открытыми, однако, если этого требуют интересы государства, может быть принято решение о проведении закрытого заседания.

– Вы являетесь заместителем председателя Постоянной комиссии по образованию, науке, культуре и социальному развитию.

–  В нашем ведении находится широкий круг вопросов: труда и занятости населения, брака и семьи, охраны материнства и детства, молодёжи, здравоохранения, образования, науки, информации, туризма, физической культуры и спорта, деятельности общественных организаций и др.

Также действуют постоянные комиссии по законодательству и государственному строительству, по региональной политике и местному самоуправлению, по экономике, бюджету и финансам.

– Что можете сказать о ходе и результатах законодательного процесса?

– Начиная с 31 октября 2008 года в ходе заседаний трёх сессий Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь четвёртого созыва в постоянных комиссиях рассмотрено 115 законопроектов и Декретов Президента Республики Беларусь (из них одобрено 114), в том числе в нашей комиссии рассмотрено 14 (из них одобрено 13).

В числе одобренных в период третьей осенней сессии, которая проходила с 2 октября по 18 декабря 2009 года, следует выделить 41 новый закон (из них 31 о ратификации международных договоров) и 24 закона о внесении изменений и дополнений в действующие законы.

– Какие из новых законопроектов, рассмотренных сенаторами, имеют большой общественный резонанс?

– В первую очередь нужно назвать Закон Республики Беларусь “О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь”, который вступает в силу 20 июля текущего года. В соответствии с ним в стране сохраняются существующая система органов местного управления и самоуправления и основы их правового положения, что обеспечивает стабильность правоотношений в данной сфере. Вместе с тем этот Закон дополнен рядом норм, чётко разграничивающих и уточняющих компетенцию местных Советов депутатов. В нём впервые закреплено право Советов на объединение в ассоциации для эффективного осуществления их полномочий, защиты общих интересов и оказания помощи в решении вопросов местного значения. Регистрация ассоциаций будет осуществляться в облисполкоме.

Законодательно закреплено внедрение принципа “одного окна”, усовершенствованы формы работы с гражданами и юридическими лицами, упрощены административные процедуры. Поправки, предусмотренные в Законе Республики Беларусь “О внесении дополнений и изменений в некоторые Законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов и о признании утратившим силу Закона Республики Беларусь “О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов”, направлены на реформирование избирательного процесса и повышение доверия к выборам. Основные нововведения данного Закона – это усиление общественного контроля за ходом выборов, упрощение способа выдвижения кандидатов и повышение критериев работы избирательных комиссий.

В соответствии с этим Законом формирование не менее одной трети избирательной комиссии (за исключением Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов) осуществляется, как правило, из членов политических партий и других общественных объединений (данное правило не применяется при создании участковых комиссий в больницах и других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, а также за пределами Республики Беларусь). В неё не должны входить судьи, прокуроры и руководители местных исполнительных и распорядительных органов. В составе избирательных комиссий может быть не более одной трети государственных служащих (за исключением участковых комиссий за пределами Республики Беларусь).

Упрощается ряд процедур по сбору подписей, оформлению подписных листов, внесению изменений и дополнений в документы о регистрации инициативных групп. Установлен уведомительный принцип проведения массовых мероприятий по предвыборной агитации.

Кандидатам в Президенты Республики Беларусь предоставлено право создавать собственные избирательные фонды (при этом определяются предельный размер данных фондов, источники их финансирования, контроль и ответственность за расходованием средств). Положения данного Закона будут способствовать демократизации процедуры формирования избирательных комиссий, обеспечению принципа гласности в этом процессе и созданию дополнительных условий для более полной реализации избирательного права граждан.

– Какие на заседаниях третьей сессии одобрены законы и приняты к сведению Декреты Президента Республики Беларусь, подготовленные к рассмотрению Постоянной комиссией по образованию, науке, культуре и социальному развитию, в состав которой входите Вы?

– Это Закон Республики Беларусь “О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования”. Предусмотрены новые виды учебно-педагогических комплексов (базовая школа-колледж искусств и средняя школа-училище олимпийского резерва), определён порядок их действия. Предоставляется возможность создания в общеобразовательных учреждениях специализированных по спорту классов, а также изучение отдельных предметов на повышенном уровне на факультативных занятиях.

Согласно Закону Республики Беларусь “О внесении изменений и дополнений в законы Республики Беларусь “О ветеранах” и  “О статусе Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы” к числу Героев отнесены Герои Беларуси, а к числу полных кавалеров орденов Славы – награждённые орденом Отечества.

В соответствии с Законом “О внесении изменений и дополнений в законы Республики Беларусь “О занятости населения Республики Беларусь” граждане, осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленную деятельность, считаются занятыми. Неработающим гражданам, являющимся учредителями (участниками) акционерных обществ, предоставляется возможность регистрироваться в качестве безработных.

Закон Республики Беларусь “Об основах государственной молодёжной политики” определяет правовые и организационные основы государственной молодёжной политики, её цели, принципы и приоритетные направления.

В нём впервые даны определения молодой семьи, молодых граждан, студенческих отрядов, закреплены вопросы развития молодёжного волонтёрского движения, создания многопрофильных центров по работе с молодёжью, организации работы с талантливыми и одарёнными молодыми людьми.

Кроме того, одобрен Закон “О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о взаимном внесении отметок о заключении или расторжении брака в паспорта граждан Республики Беларусь и граждан Российской Федерации”, одобрен Декрет Президента Республики Беларусь от 4 августа 2009 года № 9 “О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 5 марта 2002 года № 7”, которым перераспределены полномочия между Национальной академией наук и Государственным комитетом по науке и технологиям.
 
– Как сенатор, кроме законодательной Вы занимаетесь и иной деятельностью. Расскажите о ней.

– Иная деятельность предусматривает парламентские слушания, участие в научно-практических конференциях, заседаниях в формате “круглого стола”, а также различные семинары и рабочие встречи, тесное взаимодействие с местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами власти. Большое внимание отводится работе с обращениями юридических лиц и граждан.

– Расскажите о приёмах граждан подробнее.

– Во втором полугодии 2009 года на выездных приёмах в Хойникском, Брагинском и Лоевском районах ко мне обратилось 16 человек. Тематика обращений самая разная. Это труд и социальная защита, жилищное и коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, приватизация и др.

– Вы можете привести примеры положительных решений просьб, проблем людей?

– Да, конечно. Например, в городском посёлке Лоев пенсионерка Татьяна Павловна Коледа поставлена на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, устроен заезд на приусадебный участок пенсионера Ильи Михайловича Ластовника.

Валерию Викторовичу Тишкевичу из городского посёлка Брагин, который обращался на приём дважды, разъяснено, что условия приватизации жилья изменились. С 15 июля 2008 года вступил в силу Закон Республики Беларусь “О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам жилищных отношений”, согласно которому статья 12 Закона Республики Беларусь от 16 апреля 1992 года № 1593-ХІІ “О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь” изложена в новой редакции.  Согласно этой статье только матери обратившегося, как принимавшей в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, может быть передано жилое помещение в собственность безвозмездно в пределах 20 квадратных метров общей площади. Приватизация остальной жилой площади осуществляется на возмездной основе (платно), это можно сделать на условиях льготного кредитования.

Недавно разрешился вопрос инвалидов первой группы Дениса Викторовича  Дордаля и Александра Владимировича Данченко из Хойник. 29 января каждый из них на безвозмездной основе получил кресло-коляску активного типа. За понимание и помощь в решении этой просьбы хойничан хочу искренне поблагодарить начальника управления по труду, занятости и социальной защите Гомельского областного исполнительного комитета Петра Николаевича Савицкого.

Вместе с тем, переходя от личных просьб граждан к проблемам более масштабным, касающимся жизнедеятельности населения районов в целом, хочу сказать, что не упускаю из виду обращения представителей местных властей. Для их изучения и разрешения требуется гораздо больше времени. Например, на сегодняшний день держу на контроле вопросы по приобретению флюоромобиля для Хойникской центральной районной больницы, оборудования для ранней диагностики онкологических заболеваний для Брагинской центральной районной больницы, заинтересован также в скорейшем нахождении источника финансирования для проведения работ по повышению уровня воды Днепро-Брагинского водохранилища.

В завершение разговора хочу сказать, что как член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь четвёртого созыва, я в полной мере осознаю личную ответственность за успех общего дела – создания совершенной законодательной базы. А чтобы работа Парламента была ещё более плодотворной и результативной, нацеливаю депутатов местного уровня на обеспечение стабильности в социальной сфере и оказание действенной помощи гражданам.


Записала Ирина ЛУКАШЕНКО.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *