Предлагаем вниманию читателей интервью с председателем Хозяйственного суда Гомельской области, председателем Гомельского отделения общественного объединения “Белорусский республиканский союз юристов” Николаем Анатольевичем ДАНЧЕНКО.
В 2002 году ему присвоено почётное звание “Заслуженный юрист Республики Беларусь”, награждён Почётной грамотой Совета Министров Республики Беларусь, Почётной грамотой Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
– Николай Анатольевич, в современных экономических условиях небезынтересно обратиться к результатам работы Хозяйственного суда. Какими тенденциями характеризовалась его деятельность в 2009 году и изменились ли приоритеты в деятельности суда в нынешних условиях?
– Ушедший 2009 год отмечен небывалым количеством рассмотренных судом исковых заявлений, что почти в два раза превышает количество рассмотренных дел за каждый из последних трёх лет. Такой стремительный рост числа обращений в Хозяйственный суд можно объяснить следствием сложной экономической ситуации, приведшей к неплатёжеспособности многих субъектов хозяйствования. Так, в 2009 году Хозяйственным судом Гомельской области с участием субъектов г. Хойники и Хойникского района в порядке приказного производства рассмотрено 36 дел, в порядке искового производства – 113 дел.
Как и прежде, сегодня наиболее остро стоят вопросы экономии денежных средств субъектов хозяйствования в целях восстановления и поддержания их платёжеспособности и финансовой устойчивости. Во избежание неоправданных потерь, связанных с разрешением споров в Хозяйственном суде, субъектам настоятельно рекомендуется обращаться в Хозяйственный суд за взысканием задолженности в порядке приказного производства, а также использовать процедуру посредничества. Кроме того, следует обратить внимание субъектов хозяйствования на возможность при рассмотрении споров о взыскании неустойки (пеня, штраф) заявлять ходатайства суду об уменьшении подлежащей взысканию неустойки. Вышеуказанные меры помогут сэкономить сторонам, участвующим в деле, значительные денежные средства.
– Не могли бы Вы более подробно остановиться на преимуществах приказного производства перед исковым.
– Приказное производство – это упрощённая процедура взыскания задолженности в случае её бесспорности, т.е. когда должник долг не оспаривает, но в силу каких-то обстоятельств не уплачивает его в добровольном порядке. Одно из главных его преимуществ – это, во-первых, небольшой размер госпошлины, максимальный размер которой в приказном производстве составляет 5 базовых величин (175000 руб.); во-вторых, срок рассмотрения дела не превышает 20 дней со дня поступления заявления о возбуждении приказного производства; в-третьих, дело рассматривается без вызова сторон в суд, что предотвращает несение обеими сторонами таких затрат как транспортные и командировочные расходы.
Таким образом, наличие письменных доказательств, подтверждающих признание должником долга (например, акта сверки расчётов, письмо должника), позволяет наиболее выгодно и оперативно взыскать имеющуюся задолженность.
– А что собой представляет процедура посредничества и в чём заключается её эффективность?
Одним из приоритетных направлений работы Хозяйственного суда в 2009 году явилось широкое внедрение процедуры посредничества, в рамках которого судом проводится большая разъяснительная работа.
Процедура посредничества применяется Хозяйственным судом в целях оказания помощи сторонам в установлении фактических обстоятельств возникшего между ними конфликта; достижения понимания сторонами реалистичности и юридической обоснованности их позиции в конфликте, предъявляемых требований и выдвигаемых возражений; выяснения, сопоставления и сближения их точек зрения о путях разрешения спора; поиска и рекомендации порядка разрешения конфликта, устраивающего обе стороны.
Главным преимуществом процедуры является возврат истцу 50% уплаченной им государственной пошлины из республиканского бюджета при урегулировании сторонами хозяйственного спора в порядке посредничества без судебного разбирательства.
Посредники назначаются Хозяйственным судом из числа должностных лиц суда с согласия сторон в течение 10 дней со дня поступления в суд искового заявления.
Урегулирование спора с участием посредника даёт возможность сохранить между сторонами доверительные отношения и продолжить деловое сотрудничество; переговоры назначаются в удобное для сторон время; урегулирование спора возможно уже после первых переговоров и в сроки меньшие, чем судебное разбирательство дела; процедура влечёт минимальные расходы для сторон; услуга посредника сторонами не оплачивается; процедура проходит в форме “круглого стола”, в ходе которого стороны могут напрямую общаться друг с другом; возможна также индивидуальная беседа с посредником, что исключено при судебном разбирательстве; конфиденциальность сведений, которые стали известны посреднику в ходе урегулирования спора; выработка сторонами наиболее приемлемого варианта урегулирования спора путём заключения соглашения.
К сведению, в 2009 году Хозяйственным судом Гомельской области с участием субъектов г. Хойники и Хойникского района в порядке процедуры посредничества было урегулировано 12 дел.
– Николай Анатольевич, в каких случаях Хозяйственный суд рассматривает дела с участием граждан?
– В исковом производстве Хозяйственный суд довольно часто рассматривает дела с участием граждан – индивидуальных предпринимателей. Примерно в каждом пятом деле в суде стороной в споре выступают индивидуальные предприниматели. К индивидуальным предпринимателям также предъявляются требования о взыскании налогов, сборов и иных обязательных платежей. Обычные граждане крайне редко выступают стороной в деле – в основном это споры, вытекающие из учредительства коммерческих организаций.
Что касается дел об административных правонарушениях, то такие дела в большинстве случаев рассматриваются в отношении граждан и индивидуальных предпринимателей, и их достаточно много.
Так, например, в 2009 году было рассмотрено 13 дел по административным протоколам, составленным в отношении граждан и индивидуальных предпринимателей г. Хойники и Хойникского района. Среди основных допущенных правонарушений можно выделить хранение и реализацию товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками без нанесения на них таких знаков.
В числе рассмотренных дел по 2 делам правонарушителями выступали граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. В этой связи, хотелось бы обратить внимание, что предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации, влечёт достаточно суровую ответственность – штраф в размере от 10 до 50 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности.
Подготовила
ведущий специалист
отдела судебной практики
Т.В. Батракова.