Один из педагогической династии

Людзі і лёсы Образование

IMG_0941Талант учителя – особый. Ведь педагог – носитель ценных знаний, которыми он щедро делится с детьми. А если знания не ограничиваются узкой предметной специальностью, это ценится ещё выше. В первую очередь, учениками.

Ежегодно перед началом нового учебного года проходит одно из главных событий для учителей – педагогическая конференция. Важное собрание предваряет большая выставка поделок. Здесь собраны творческие работы педагогов и детей, со всех сторон играет музыка – показывают презентации от каждой школы, сверкает золотом стенд с наградами юных спортсменов. В этом году внимание привлекла выставка плетёных изделий из лозы – ручная работа учителя физики и трудового обучения СШ № 2 г. Хойники Рафаиля Алексеевича Латфулина. О педагоге, который вот уже 35 лет сеет разумное, доброе, сегодня мы и рассказываем.

IMG_0934Сложностей в выборе профессии у только что отслужившего в армии молодого человека не было. С призванием Рафаиль определился быстро – представители не одного поколения его семьи были учителями. Также легко юноша обозначил специальность – между физиками и лириками выбрал первых. Кстати, в этом вечном споре рационалистов и гуманитариев на сторону точных наук стали и взрослые дети Р.А. Латфулина. Все они, дочь Диана и двое сыновей – Роман и Алексей, закончили Мозырский педагогический университет. Сам же Рафаиль Алексеевич заканчивал крупнейший в Киргизии вуз – Пржевальский педагогический институт.

Первое место работы молодого учителя – городской посёлок Шамалды-сай в Киргизии. Там же был и устойчивый карьерный рост от учителя до директора школы. Однако жизнь внесла свои коррективы: развал Советского Союза, военные конфликты на юге страны, политическая неразбериха заставили многих русскоговорящих жителей этой республики покинуть родину в поисках безопасного места.

IMG_2373Им для семьи Рафаиля Алексеевича и Ирины Васильевны Латфулиных стал Хойникский район. В июле 1993 года Рафаиль Алексеевич устроился работать в эксбазу «Стреличево». Там он совмещал несколько должностей: радиолога, инструктора по спорту, главного пожарного. Спустя год сменил место работы – в отделе образования взяли методистом по физкультуре и спорту, но и педагогику не забыл – параллельно преподавал во второй городской школе, где работает и по сей день учителем физики и трудового обучения. С 1998-го по 2000 год руководил коллективом первой городской школы.

Мне удалось побывать на уроке труда. В мастерской кипит работа: сосредоточенно и спокойно занимаются восьмиклассники, на этой неделе их задание – изготовить ручку для молотка. Кто-то пилит, кто-то шлифует, все заняты, стараются успеть до конца урока. После звонка обязательное построение, подведение итогов, постановка планов на следующую неделю. Выглядит непривычно для постороннего, будто дети занимались военной подготовкой, так чётко, «по уставу» проходят последние минуты урока. Юные умельцы не шалят, не шумят, а послушно отвечают на вопросы учителя. Такой порядок в классе Рафаиля Алексеевича всегда. Это один из ценных уроков, который преподносит детям опытный учитель, – урок дисциплины.

Осматриваю класс. Среди ученических поделок чего только нет: маленькие скамеечки, плашки с резьбой, в шкафчике за стеклянной дверцей миниатюрные модели парусников. Во всём разнообразии проглядывают гребешки с прямым пробором колышек.
– Это для плетения, – объясняет учитель.
В программу занятий, кроме прочих, недавно вошло и лозоплетение. Как выяснилось, дело нелёгкое. К примеру, на изготовление одной корзины уходит целый рабочий день – 8 часов. Это и заготовка лозовых веток, их обработка и выделка, а также само плетение. Всё нужно делать оперативно, иначе лоза быстро высохнет, превратится в жёсткий прут, не поддающийся рукам.
Умение пошло впрок. Вместе с учителем ребята изготовили для школьного сквера уйму симпатичных плетней, несколько стенок для вьющихся цветов, большую плетёную вазу установили на клумбе в центре цветочной композиции. А у мастерских несколько лет красуется зелёная «стена» из сплетённых виноградных ветвей – тоже дело рук Р.А. Латфулина и его учеников.

IMG_0929От своего визави узнала интересный момент: неправильно считать, что связь «учитель-ученик» односторонняя. Наоборот, как в сообщающихся сосудах, где один дополняет другой, в учёбе и педагогу есть чему поучиться у ребёнка. Р.А. Латфулин, например, восхищается умению современных подростков, как рыба в воде, ориентироваться в виртуальном пространстве. А что именно искать в интернете и какие знания оттуда черпать – в этом уже заключается мастерство педагогов, коих мы чтим в первые октябрьские выходные.

Алеся ЯЧИЧЕНКО.
Фото автора.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *