22 марта — 80 лет со дня трагедии в Хатыни.
Вспоминаю свой первый визит в мемориальный комплекс «Хатынь».
Мы были ещё совсем детьми, но атмосфера, царящая там, поглощает своей печалью и какой-то холодящей душу тишиной. Летний зной как будто усиливал впечатления – от сильного жара, паники и чужой жестокости десятки лет назад гибли на этих землях дети, взрослые, старики.
В воспоминаниях по сей день ярко запечатлелась экскурсия. Хотя вокруг всё и так понятно: много лет назад случилась страшная трагедия. Виной тому не погодные катаклизмы, а животная жестокость тех, кто посчитал других людей недостаточно чистыми по крови.
Безмерно жаль, что такая же судьба настигала многие белорусские деревни. В длинном списке погребённых под пеплом есть и хойникские. А благодаря расследованию в рамках уголовного дела о геноциде белорусского народа во время Великой Отечественной войны эти факты получили многократное подтверждение и более точные детали. Вспомним же о населённом пункте Хойникщины, который точь-в-точь повторил судьбу Хатыни, – Алексичи.
По свидетельствам исторических источников, до начала Великой Отечественной войны в деревне насчитывался 141 двор, где проживало 580 человек. На фронтах погибли 58 жителей этой деревни.
А в августе 1942 года оккупанты сожгли там 123 двора, предали огню или расстреляли 366 человек.
Как это было. 8 августа 1942 года в Алексичи приехали карательные отряды «СС». Окружили и подожгли деревню со всех сторон. Жителей, которые пытались уйти в лес, расстреливали, других живыми бросали в огонь.
Нужно отдать должное выжившим местным жителям, которые спустя время после этой страшнейшей расправы отстроили 20 домов, дав себе надежду на будущее. Не случилось… В 1943 году фашисты снова сожгли её. Будто наказывая трудолюбивых полешуков за излишнее усердие. И всё равно не покорились земляки. Вновь отстроили деревню, дав не вторую, а уже третью жизнь.
Но ведь остались в истории родного края такие населённые пункты, которые больше не возродились.
В память о трагедии в Алексичах стоит обелиск жертвам чёрного августовского дня. По имеющимся данным, этот мемориал установлен в 1968 году. И надпись: «Здесь похоронено 366 мирных жителей деревни Алексичи, сожжённых гитлеровцами вместе с деревней в августе 1942 года».
Памятник дополнили: рядом с бетонным обелиском стоит чёрная гранитная стела с изображениями звезды, вечного огня и информацией.
Скорбь и печаль тех событий в Алексичах запечатлена классиком белорусской литературы, нашим земляком – писателем Иваном Мележем. В цикле книг «Палеская хроніка» Иван Павлович ёмко и лаконично повествовал: «Глінішча немцы спалілі як бы гуляючы, а к Алексічам і Каранёўцы прыкацілі – годам раней – з вялікаю сілаю, з гарматамі і кулямётамі, з падраздзяленнямі аўтаматчыкаў-людаедаў, – помсцячы за дружбу людзей з партызанамі, акружылі вёскі, пратупацелі шалёнай гайнёю з агнём, з выбухамі гранат, з аўтаматнымі чэргамі па дварах, па хатах, па полі – не абмінулі ні старых, ні груднога дзіцяці. Доўга-доўга звозілі людзі з навакольных вёсак трупы, збіралі абгаркі касцей у попеле пажарышчаў…».
Нельзя забывать даже такие моменты. И пусть в других странах будет слышен Хатынский набат, звенящий за всех погибших от фашизма людей. Пусть память о таких фактах передаётся дальше и не остановится этот процесс. Во имя мирной жизни, ради вечной памяти и невозможного повторения.
Люди, склоним головы в печали…
Текст и фото Алеси ЯЧИЧЕНКО.