Воспоминания участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС об охране зоны отселения и отчуждения

Пад знакам Чарнобыля

М-Я-Заяц

Михаил Яковлевич Заяц – человек, которого можно назвать полноправным участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В первые дни и месяцы после чернобыльской трагедии ему как сотруднику милиции пришлось выполнять нелёгкую, но ответственную задачу по охране собственности людей, которые были отселены из зоны отчуждения. Тогда Михаил Яковлевич нёс службу в районном отделе внутренних дел в качестве старшего участкового. В зоне его ответственности был огромный по территории участок – весь «старый» город. А после того как случилась авария на ЧАЭС, к его служебным обязанностям добавилась и служба по охране зоны отселения и отчуждения.

Михаил Яковлевич вспоминает:

– Службу в зоне несли посменно. Длительность смены – 12 часов. Утром в райотделе проходили подробный инструктаж, который обычно проводили либо начальник Л.М. Жевняк, либо его заместитель по политической части А.Н. Дашкевич. Затем автобусом направлялись непосредственно к месту несения службы. Там, разбившись на группы по 2-3 человека, пересаживались в служебный транспорт – «Жигули», «Москвичи» и «УАЗики» разных модификаций, и занимались патрулированием отселённых территорий. В первые же дни руководством отдела были разработаны схемы и маршруты патрулирования, которых мы старались неукоснительно придерживаться.

Довелось мне поучаствовать и непосредственно в деле отселения жителей деревень Погонное, Уласы, Радин, Дроньки и других. Тяжёлое это было зрелище. Люди, особенно старики, ни за что не хотели покидать родные дома, не поддавались на уговоры представителей власти и сотрудников милиции, голосили женщины, плакали дети. И даже домашняя живность, будто уловив всеобщую печальную атмосферу, тоже жалобно мычала, кудахтала и выла в сарайчиках.

Что касается патрулирования, то лично мне не довелось принимать участие в задержаниях, хотя поколесить по зоне довелось изрядно. Но это не значит, что мародёров не было. Любителей поживиться имуществом хозяев отселённых домов, к сожалению, хватало. Проникали в зону отселения по ночам, окольными лесными тропами, искали в основном самогон и то, что легко было унести – деньги и драгоценности. В нашем районе деревни Припятской зоны (которые все до одной попали в зону отселения) считались местами, где жили люди зажиточные – на рыбе, которой не счесть было в водах Припяти, местные жители неплохо зарабатывали. Поэтому после отселения во многих домах мародёры в поисках кладов срывали полы, перекапывали землю за сараями и возле домов.

Сама же зона отчуждения также представляла собой непривычную и мрачную картину, особенно в первые дни: ухоженные дома, вспаханные огороды, цветущие сады – и ни души кругом. Одни лишь неприкаянные и голодные собаки, кошки, свиньи, некоторые с поросятами… Конечно, кормили их, делились съестным.

Патрулированием сотрудники Хойникского РОВД занимались где-то месяца 3-4. Потом переключились на несение службы на контрольно-пропускных пунктах, оборудованных к тому времени на основных дорогах к выселенным населённым пунктам. А патрульную службу стали нести милиционеры из прибывавших со всего СССР подразделений. На КПП хойникские милиционеры уже дежурили посуточно.

С возложенными обязанностями сотрудники нашего РОВД справились с честью, ничем не запятнав свои мундиры. Наоборот, почти все они не раз были отмечены грамотами областного управления и Министерства внутренних дел, благодарностями и грамотами от руководства области и района, денежными премиями.

Самые тёплые слова хочу сказать в адрес бывших сотрудников РОВД В.М. Демидюка, В.И. Грипинича, А.А. Дашкевича, Г.Ф. Вергейчика, Т.С. Альперович, С.Г. Мельникова и других своих сослуживцев, которые в той непростой ситуации в высшей степени достойно проявили себя и стали настоящим примером для сегодняшнего поколения сотрудников милиции.

…Несколько чернобыльских грамот, в том числе от министра внутренних дел и начальника областного управления МВД, до сих пор хранится и у самого Михаила Яковлевича. Они – как напоминание о тех нелёгких, но памятных днях.

Записал Виктор Назаренко.

Фото Елены Смусенок.    

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *