Помимо прямого материального ущерба, авария на Чернобыльской АЭС имела ещё целый ряд отдалённых и крайне негативных последствий. Прежде всего, в этом отношении следует отметить возросшее число заболеваний самых различных органов и жизненно важных систем человеческого организма и ухудшение состояния здоровья населения в целом. Конечно, государством были предприняты меры чрезвычайного характера, пострадавшим регионам оказывалась и оказывается сегодня значительная помощь в укреплении материально-технической базы здравоохранения, постепенно выправилась кадровая ситуация в медицине, а с годами накопился и свой уникальный опыт медицинского обслуживания населения в условиях проживания на радиоактивно загрязнённых территориях. Но на этом непростом пути вербального познания было совершено и немало ошибок, набито синяков и шишек, которые напоминают о себе и сегодня. Об одной из таких насущных проблем постчернобыльского характера рассуждает тренер по лёгкой атлетике Хойникской ДЮСШ Анатолий Михайлович КОШМАР.
– Так получилось, что в день, когда из нашего района вывозили детей за его пределы, я с командой юных легкоатлетов возвращался из Гомеля с областных соревнований. Ехали мы на обычном рейсовом автобусе, а когда он остановился в Горошкове (Речицкий район), там же мы увидели и эту огромную колонну стоящих автобусов с детьми. Мигом сориентировавшись, мы приняли решение рассортировать и наших ребят по этим же автобусам – не везти же их было в опустевший от детей город…
Эвакуированных из района школьников разместили в пионерских лагерях, санаториях и Домах отдыха Витебской области. Естественно, что вместе с ними выехали и учителя, но всё равно педагогических кадров не хватало, особенно в первое время. Тогда же, в начале мая, меня направили в пионерский лагерь, который размещался возле деревни Задубровье Витебского района. Там, в деревянных домиках, расположенных в живописном и большом саду, ученики СШ №3 прожили всё лето. Местные жители относились к нам сочувственно, с пониманием, никогда не отказывали в наших просьбах. Отдыхали, преподаватели и старшеклассники мерялись силами и мастерством в волейбольных баталиях, помогали местному хозяйству в полевых работах и заготовке кормов. Хойникские учителя работали по месяцу, вахтовым методом, а вот я, вместе с преподавателем начальной военной подготовки Александром Ивановичем Сульженко отработал в этом лагере с дня приезда и до дня последнего – нас, холостяков в то время, дома ничего не удерживало, а дополнительная педагогическая практика лишней никогда не бывает. Также от звонка до звонка отработал в этом лагере и его руководитель – тогдашний директор СШ № 3 Игорь Ефимович Березняцкий.
Домой вернулись уже непосредственно перед началом учебного года. Ситуация, которая сложилась к тому времени на территории района, требовала внесения существенных корректив в учебный процесс. Если вкратце, то в основном сводились они к тому, чтобы максимально ограничить контакт детей с внешней средой и свести к минимуму их пребывание на улице. Этих рекомендаций мы старались строго придерживаться в своей работе. Наверное, это дало свой положительный эффект, хотя болеть ребята стали всё же чаще. В последующие годы школьники выезжали на оздоровление группами, а то и целыми классами на протяжении всего учебного года.
Но в последние десятилетия мы наблюдаем и негативные последствия в физическом развитии детей. Ограничение физических нагрузок на мальчиков и девочек, введённые после аварии в Чернобыле, привели к тому, что уроки физкультуры в школе из развивающих и укрепляющих детский организм превратились в чисто развлекательные. А ведь для развития любой группы мышц им требуется обязательная и регулярная нагрузка: ведь даже космонавты с их идеальным здоровьем вынуждены в полёте постоянно заниматься физическими упражнениями в условиях невесомости. Поэтому искусственное ограничение двигательной активности детей самым негативным образом отразилось на их здоровье и физическом развитии детского организма в целом.
К тому же дополнительным отрицательным фактором в этом плане стало стремительное и повсеместное внедрение в нашу жизнь компьютеров и ноутбуков. От игр, стрелялок и иных компьютерных соблазнов детей невозможно оторвать – вот и пустеют школьные спортивные секции, а в результате общее физическое состояние подрастающего поколения, мягко говоря, лучше ничуть не становится.
Считаю, что зря мы отказались в то же самое время и от комплекса ГТО. Несмотря на то, что критиковали его нещадно за формализм и погоню за, якобы, «дутой» массовостью, выполнение почти в обязательном порядке его норм всё-таки стимулировало ребят к занятиям спортом. И тянулись они друг за другом, и здоровье своё также подтягивали. Такой, на мой взгляд, ещё один косвенный, но существенный аспект горьких последствий Чернобыля.
Записал Виктор НАЗАРЕНКО.
Фото Алеси ЯЧИЧЕНКО.