Президент Беларуси Александр Лукашенко 7 апреля посетил ОАО «Минский автомобильный завод» — управляющая компания холдинга «БелавтоМАЗ». Главе государства доложили о результатах финансово-хозяйственной деятельности и перспективах развития предприятия, а также об организации сборки различных моделей автомобилей и расширении номенклатуры выпускаемой продукции. Президент ознакомился с выставкой новейших образцов техники, производимой на предприятиях машиностроения, пообщался с представителями трудового коллектива Минского автомобильного завода.
Инвестиции в машиностроение будут выделяться только под конкретные рынки сбыта
Главе государства доложили о результатах финансово-хозяйственной деятельности и перспективах развития предприятия. Как отметил Президент, во время посещения МАЗа ему также предлагали провести совещание по вопросам стратегии развития отечественного машиностроения в целом. На этом мероприятии в том числе предполагалось обсудить вопрос распределения кредитных ресурсов, предоставляемых Беларуси Китаем.
Александр Лукашенко пояснил, что данное совещание пройдет позже и в другом формате. При этом он подчеркнул, что любые финансовые ресурсы, в особенности кредитные, предприятия смогут получить только после тщательного просчета потенциальных рынков сбыта новой продукции. «Вы получите деньги, возможно и китайские кредиты, только тогда, когда покажете, что у вас есть рынки, куда продадите эту продукцию. В противном случае не дадим ни копейки, — сказал Александр Лукашенко. — Я не могу вложить сюда в очередной раз сотни миллионов долларов, за которые вы создадите некий продукт и поставите на склад, а еще хуже — просто проедите».
«Поэтому вы должны четко понимать, что если берете деньги под какой-то продукт, то должны доказать, что, произведя его, завтра продадите», — добавил белорусский лидер.
Что касается холдинга «БелавтоМАЗ» и его головной компании, генеральный директор Дмитрий Катеринич заверил Президента, что в нынешнем году планируется выйти на эффективную работу. Благодаря оказанной в 2015 году господдержке удалось решить ряд финансовых проблем, нарастить объемы производства, снизить запасы готовой продукции на складах, увеличить экспорт. Всего предприятие осуществляет поставки более чем в 30 стран мира. В 2016 году планируются поставки продукции на новые рынки сбыта, в том числе в Лаос, Филиппины, Индонезию, Зимбабве, Судан, Эквадор, Оман. Постепенно расширяется и товаропроводящая сеть.
Помимо господдержки в прошлом году в ОАО «МАЗ» реализован комплекс антикризисных мероприятий для выхода на положительный результат работы. Их общий экономический эффект составил около Br1,5 трлн. Есть план по снижению затрат и на 2016 год.
Президенту также доложили, что в настоящее время есть небольшие трудности с финансированием со стороны банковских структур лизинговых поставок техники для потребителей в Беларуси. Однако в ближайшее время эти вопросы будут нормативно урегулированы. «Вы просто безответственно относитесь к визитам и посещениям Президента. Если бы у вас была ответственность, вы бы уже к сегодняшнему приезду эту проблему решили», — покритиковал глава государства.
Говоря об освоении новых рынков сбыта, Александр Лукашенко заметил, что уже давно и настоятельно ставит соответствующую задачу. «Я от вас этого требую. А то не успел я сюда прийти, как вы мне начали рассказывать про Россию (российский рынок. — Прим. БЕЛТА). Мы уже 25 лет как независимое государство. У России свои проблемы, — отметил Президент. — Да, там рынок, который вы сдали. Сегодня этот рынок очень легко отвоевать. Но туда надо продать качественную, красивую, надежную технику по конкурентной цене».
Глава государства считает, что еще одним условием для повышения конкурентоспособности белорусской техники должна быть продолжительная гарантия производителя. «Дайте 5 лет гарантии. Если что-то сломалось, то быстро замените. Есть сервисные центры», — сказал он.
Александр Лукашенко акцентировал внимание, чтобы при зарубежных поставках не использовались какие-то сомнительные схемы и посреднические структуры, в результате чего возникнут проблемы с возвратом денег за проданную технику. А такие примеры, к сожалению, есть.
«Вы — государственное предприятие. От вас минимум, что просят, — сохранить трудовые коллективы, платить зарплату, производить хороший товар и продавать его. Даже не будем доводить количества. Хотя без него не может быть и денег», — сказал Президент, обращаясь к Дмитрию Катериничу.
В целом предприятие составило серьезные планы по дальнейшему развитию. Главе государства доложили об инвестпроекте по модернизации и реконструкции производства предприятий холдинга сроком реализации в 2016-2022 годах. Капитальные затраты на его реализацию составят $427,1 млн, а срок окупаемости — около 10 лет. В этом отношении Александр Лукашенко подчеркнул, что деньги будут выделяться только под эффективные проекты с четко просчитанными потенциальными рынками сбыта. «Сначала — рынок, а дальше — инвестиции. Будет рынок, будем вести речь о $0,5 млрд», — предупредил Президент.
Как доложили главе государства, есть конкретные планы по развитию различных направлений в отечественном машиностроении, начиная от литейного производства до производства кранового оборудования и расширения линейки транспорта на газомоторном топливе. Работа в этом направлении ведется, соответствующая белорусская техника уже задействована в пассажирских перевозках как в Минске, так и поставляется в Россию. Использование газа позволяет экономить 30-40% на эксплуатационных расходах и стоимости топлива.
В ближайшей перспективе в Беларуси планируется освоить производство автоцистерн для сжиженного газа и заправщиков, что перспективно для перевода на газовое оборудование сельскохозяйственной техники. Александр Лукашенко поручил следующей весной реализовать соответствующий пилотный проект на базе нескольких передовых сельхозпредприятий, чтобы на практике оценить потенциальную выгоду.
Перспективным Александру Лукашенко видится и развитие сектора электротранспорта, особенно с учетом появления дополнительных мощностей с вводом БелАЭС. На МАЗе уже ведется работа над отечественным электробусом.
Во время посещения МАЗа речь шла не только о развитии данного предприятия. Был устроен своего рода смотр основных предприятий белорусского машиностроения. О перспективных планах и разработках Президенту доложили руководители БелАЗа, «Амкодора», «Гомсельмаша», МТЗ, «БелДжи». Глава государства ознакомился с выставкой новейших образцов техники данных предприятий, выставкой деталей, узлов и автоагрегатов. Кроме необходимости обеспечения высокого качества продукции, речь здесь велась и о работе по импортозамещению, снижению издержек на производстве, об увеличении доли отечественных комплектующих.
Беларусь преодолеет экономические трудности, сохранив мир и спокойствие в стране
Об этом заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко, общаясь с представителями трудового коллектива Минского автомобильного завода.
Глава государства подчеркнул, что гарантирует обеспечение в Беларуси безопасности, мира и спокойствия.
«Вы за войну не переживайте. У нас главная проблема — экономика. Если мы переживем эти трудные времена — а они рано или поздно закончатся, нам тогда никто не страшен. Мы это преодолеем, мы сильные люди», — заявил Александр Лукашенко.
Президент обратил внимание, что когда в каком-либо государстве идет война, люди не говорят про заработную плату или пенсии — им нужен мир, это главное.
«Мы ни с кем не собираемся воевать и не будем этого делать. Мы не собираемся подставиться так, что против нас кто-то будет воевать. Тем более мы ни на кого не собираемся нападать», — сказал Александр Лукашенко. При этом он отметил, что Беларусь серьезно модернизировала Вооруженные Силы и готова мгновенно ответить на внешние угрозы.
МАЗу необходимо придать новое лицо
Минский автомобильный завод, равно как и другие известные белорусские бренды, необходимо сохранить, заявил Президент.
«Прежде всего вы должны сохранить это предприятие. Его необходимо обновить, насколько это возможно, придать ему новое лицо. С конвейеров должны сходить полностью белорусские машины высочайшего качества», — заявил белорусский лидер.
Александр Лукашенко подчеркнул, что обеспечение высокого качества продукции — это в первую очередь задача всего трудового коллектива.
Он отметил, что в этой части от работников дилерской сети порой поступают объективные нарекания. «Если вы, каждый на своем рабочем месте, не займетесь качеством, мы не выдержим конкуренции, — сказал Президент. — Мы должны сохранить этот завод и повысить качество».
Глава государства констатировал, что в нынешних экономических условиях предприятие сталкивается с целым рядом трудностей. Одновременно он поставил задачу не допустить ухудшения ситуации, чего бы это ни стоило.
«МАЗ, как и БелАЗ, и мотовелозавод — это лицо нашей страны. Мы ни в коем случае не можем и не имеем права угробить эти предприятия. Поэтому, отвечая скептикам и тем, кто сегодня не верит в это: МАЗу быть, быть всегда, и при мне, и после меня», — заявил глава государства.
Сохранение этих и других предприятий, подчеркнул Президент, это дело не только его чести, но и сохранение экономической базы, рабочих мест для будущих поколений.
«Наше счастье здесь, на этой земле. И мы должны думать о том, как сохранить рабочее место для наших детей», — резюмировал Александр Лукашенко.
Белорусские чиновники пересядут на «Джили»
Белорусские чиновники — от руководителей районного уровня до министров — впредь при обретении служебных автомобилей должны ориентироваться исключительно на продукцию отечественного автопрома. Соответствующее поручение дал Александр Лукашенко, осматривая выставку новейших образцов техники, производимой на белорусских предприятиях машиностроения.
На выставке, в частности, был представлен легковой автомобиль представительского класса, производство которого СЗАО «БелДжи» планирует начать в Беларуси уже в третьем квартале нынешнего года. Президент высоко оценил новинку с точки зрения удобства, оснащенности и дизайна.
Александр Лукашенко при этом пояснил, что речь не идет о том, чтобы одномоментно пересадить всех чиновников на эти автомобили, ведь на это ушли бы огромные средства. Поэтому замену необходимо производить постепенно, по мере возникновения такой необходимости. «Надо покупать свои автомобили, тем более они в два раза дешевле немецких», — отметил белорусский лидер.
«Самое главное, что мы это делаем у себя. Если гарантию не выдержат, то приехал на завод и сделал», — резюмировал белорусский лидер.
Государство будет стараться сделать максимум для решения жилищных вопросов граждан
Один из работников предприятия сказал, что на МАЗе более 3 тыс. человек нуждаются в улучшении жилищных условий, и поинтересовался перспективами долевого строительства.
Александр Лукашенко отметил, что есть несколько вариантов решения этого вопроса. В частности, жилье может быть построено либо за собственные финансовые средства граждан, либо за средства предприятия, либо при совместном вложении средств работников и предприятия. Также домостроительные комбинаты готовы строить жилье с минимальной рентабельностью для себя 5%, в таком случае цена одного квадратного метра может составить около $500. «Что касается средств из бюджета, то завтра (выделить их. — Прим. БЕЛТА) не обещаю. Есть очередь и по ней идет движение», — сказал Президент.
Глава государства обратил внимание, что государство выделяло МАЗу из бюджета средства на поддержку предприятия. «Поэтому, если говорить о том, что на жилье тоже нужно дать деньги, то надо понимать, что эти средства нужно забрать у врачей и учителей. Они имеют заработную плату ниже, чем в среднем на МАЗе», — отметил Президент.
«Возможны и другие варианты. Если они будут приемлемы для бюджета, я вас поддержку. Мы будем стараться сделать максимум. Пусть генеральный директор предприятия вместе с профсоюзным комитетом подумают, как сделать первые шаги в этом плане. Если это будет возможно, мы вас поддержим», — сказал Александр Лукашенко.
Льгота по пенсионному возрасту для работников вредных производств будет сохранена
Александр Лукашенко отметил, что пенсионный возраст для работников на вредных производствах будет постепенно повышаться, как и для других категорий, но разбежка будет сохранена. «Вы эту льготу будете иметь», — подчеркнул Президент.
Глава государства поинтересовался, много ли сотрудников МАЗа работают во вредных условиях. Президент проинформировал, что сегодня обсуждалась в том числе модернизация литейного производства для улучшения условий труда рабочих.