В Гомельской области с начала апреля следователи возбудили 21 уголовное дело, связанное с завладением деньгами абонентов одного из операторов сотовой связи. Преступления зарегистрированы на территории Гомеля, а также Гомельского, Жлобинского, Чечерского, Ельского, Петриковского, Рогачевского и Светлогорского районов. Подробностями расследований уголовных дел с БЕЛТА поделилась официальный представитель УСК по Гомельской области Мария Кривоногова.
Злоумышленники под видом работников популярного оператора обманным путем выманили у пользователей свыше Br100 тыс. В нескольких случаях попытки мошенников провалились: в общей сложности они «недополучили» почти Br13 тыс.
Так, в начале апреля 40-летней гомельчанке в мессенджере позвонил лжесотрудник мобильного оператора и огорошил известием: на популярной торговой площадке на ее номер телефона оформлены многочисленные кредиты и рассрочки. Затем трубку взял псевдосотрудник Департамента финансовых расследований и пояснил, что в результате взлома банковских баз злоумышленники оформили на имя гомельчанки транзитный счет в банке, через который проводятся крупные суммы. Собеседник под угрозой обыска и изъятия у женщины всех незадекларированных денег убедил ее помочь милиции в поимке недобросовестных банкиров.
Для выполнения задания женщина выслушала инструкции от «работника Нацбанка» и «полковника финансовой милиции», причем последний разговаривал с ней по видеосвязи. Гомельчанке порекомендовали обезопасить себя от действий мошенников и внести имевшиеся дома наличные на «специальный защищенный банковский счет». В условиях строгой секретности от супруга жертва аферистов взяла $10 тыс., поменяла их на белорусские рубли и через инфокиоск перевела на указанный злоумышленниками счет.
Еще более крупной суммы лишилась семейная пара пенсионеров из Гомельского района. Пожилой женщине в мессенджере поступил звонок от имени известной сотовой компании. Собеседник представился оператором сотовой связи и «обновил» на телефоне пенсионерки мобильное приложение, после чего сообщил ей о наличии некой проблемы по линии финансовой милиции и предупредил о предстоящих звонках от компетентных органов. Впоследствии «старший специалист юридического отдела Нацбанка» рассказал женщине о непорядочном банкире, который продал подельникам персональные данные граждан. «Следователь Департамента финансовых расследований» по видеосвязи рассказал пенсионерке, что жительница Гомеля якобы перевела $10 тыс. на счет, открытый мошенниками на имя пенсионерки. После аферисты заявили пожилой женщине, что указанные деньги в последующем были переведены в Украину, и, если пенсионерка не будет сотрудничать, ее арестуют.
Еще один «сотрудник в форменном обмундировании» по видеосвязи проинформировал женщину, что ему известно о наличии у семьи банковского вклада на сумму $14,6 тыс. Собеседник настоял на снятии денег со счета и размещении их в другом надежном банке. В данном случае пенсионерка не таилась от мужа. Супруги приняли совместное решение обезопасить семейный капитал. Женщина открыла на свое имя счет в рекомендованном банке, внесла на него $14 тыс. и доложила об этом куратору. Вскоре пенсионерка получила SMS об изменении лимита счета и обратилась в милицию.
«Новая схема обмана граждан имеет несколько вариаций. Аферисты оформляют в мессенджерах профиль с логотипом мобильного оператора и от его имени звонят абонентам. Пользователю сообщают о необходимости продления договора по оказанию услуг связи, замены SIM-карты или перерегистрации, предлагают поучаствовать в выгодной акции или секретной операции по поимке неких преступников. Затем собеседнику сбрасывают ссылку на якобы официальное приложение компании и убеждают установить на телефон вредоносный файл. После этого мошенники получают удаленный доступ к данным пользователя (SMS, личной переписке, информации о банковских картах, паролях) и могут устанавливать сторонние приложения, оформлять банковские услуги», — рассказала Мария Кривоногова.
В психологической обработке жертвы участвуют от одного до нескольких человек. За короткий промежуток времени на человека обрушиваются звонки от лжеработников мобильного оператора, банков, правоохранительных структур. Искусная атака направлена на отключение критического восприятия действительности и совершение абсурдных поступков.
Сотрудники Следственного комитета напоминают, что официальные представители банков, компаний, правоохранительных структур никогда не звонят через мессенджеры, а следователи и сотрудники милиции не привлекают гражданских лиц к спецоперациям по поимке преступников. В связи с этим не следует устанавливать на мобильный телефон какие-либо приложения из неизвестных источников, переходить по ссылкам, присланным от незнакомых граждан, и переводить деньги на расчетные счета неизвестных лиц. Необходимо, кроме того, постоянно рассказывать пожилым родственникам и соседям о мошеннических схемах по обману граждан.