Последствия самовольного

Жыллё маё

samovolnoe-stroitelstvo…занятия земли
На территории района периодически выявляются факты самовольного строительства на самовольно занятых земельных участках, в том числе на землях сельскохозяйственного назначения и на лесных землях. При этом зачастую нарушителями являются как граждане, так и организации и предприятия, осуществляющие строительство жилых домов, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, коммунального хозяйства.

Согласно статье 72 Кодекса Республики Беларусь о земле, самовольным занятием земельного участка является использование земельного участка без документа, удостоверяющего право на него (государственный акт, свидетельство о государственной регистрации прав на земельный участок, решение исполнительного комитета). Право на земельный участок возникает у гражданина с момента государственной регистрации этого права, т.е. при оформлении свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации права собственности или пожизненного наследуемого владения.
Право временного пользования земельным участком, предоставленным для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей на придомовой территории, огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, осуществляется на основании решения местного исполнительного органа без выдачи правоудостоверяющих документов.
Возврат самовольно занятого земельного участка производится на основании решения местного исполнительного органа. Самовольно занятый земельный участок возвращается без возмещения затрат, произведённых за время незаконного использования. Приведение земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние, а также снос возведённых на нём строений производятся за счёт лица, самовольно занявшего земельный участок.
Самовольное занятие земельного участка, помимо необходимости его возврата, грозит также привлечением виновных лиц к административной ответственности, а при повторном совершении правонарушения в течение года – к уголовной ответственности (ст. 23.41 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь, ст. 386 Уголовного кодекса Республики Беларусь). Размер штрафа для физических лиц составляет от 10 до 30 базовых величин, для индивидуальных предпринимателей от 20 до 100 базовых и на юридических лиц от 50 до 300 базовых величин; взыскание земельного налога в десятикратном размере за период пользования земельным участком (ст. 202 особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь); снос самовольно построенных объектов и возврат земельного участка за счёт виновного (ст. 72 Кодекса Республики Беларусь о земле, ст. 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Проводимые землеустроительной службой райисполкома проверки соблюдения законодательства в сфере земельных отношений на территории района свидетельствуют, что граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в силу своей правовой безграмотности, а скорее всего, руководствуясь правилом «Заплатил штраф и узаконил», идут на самовольный захват земельных участков с последующим возведением на них самовольных строений.
Основания принудительного прекращения права собственности на земельные участки за нарушение правил земельного законодательства установлены ст. 60 Кодекса о земле: неуплата земельного налога по истечении двух налоговых периодов; использование земельного участка не по целевому назначению; незанятие участка в течение 1 года с момента регистрации прав на него; неиспользование в течение 1 года земельного участка, предоставленного для ведения сельского хозяйства, и 2 лет – для несельскохозяйственных целей (строительство жилого дома и т.п.); выбытие или исключение из членов садоводческого товарищества, дачного кооператива по истечении 1 года со дня прекращения членства (исключения); неосуществление мероприятий по охране земель (благоустройство и эффективное использование земельного участка; сохранение плодородия почв; защита от эрозии, подтопления, заболачивания, загрязнения отходами).
Местный исполнительный орган направляет гражданину письменное предписание об устранении нарушений земельного законодательства. При неисполнении гражданином мер, указанных в предписании, земельный участок изымается по постановлению суда.
Аналогичные основания для изъятия земли предусмотрены для участков, находящихся в пожизненном наследуемом владении и постоянном пользовании.
Решение об изъятии земельного участка может быть обжаловано в вышестоящем государственном органе и (или) в суде. Обжалование решения об изъятии земельного участка приостанавливает его исполнение.

А. МАЛИНОВСКИЙ, начальник землеустроительной службы райисполкома.

…строительства

Получение разрешительной документации, согласно ст. 21 Закона Республики Беларусь от 5.04.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», является обязательным во всех случаях, когда планируется осуществление проектирования, возведения, реконструкции, реставрации. Обязанность получить разрешительную документацию возложена законодательством на заказчика строительства.
Для получения разрешительной документации для строительства одноквартирного (блокированного) жилого дома и (или) нежилых капитальных построек на придомовой территории на предоставленном земельном участке, гражданин должен обратиться в исполком с письменным заявлением, в котором указывается месторасположение земельного участка и объектов недвижимости, расположенных на нём (при их наличии), а также параметры и технические характеристики объекта строительства.
Исполком, рассмотрев заявление, определяет перечень организаций, которые должны выдать заключения и технические условия, и поручает территориальному подразделению архитектуры и градостроительства подготовить архитектурно-планировочное задание, а также произвести сбор всех необходимых технических условий и заключений. Отмечу, что гражданин вправе самостоятельно произвести сбор этих документов.
Согласно п. 24 Положения № 223 исполком в срок не более 1 месяца со дня подачи гражданином заявления принимает соответствующее решение о разрешении проектно-изыскательных работ и строительства.
В случае если, заказчик строительства осуществит указанные работы без соответствующей разрешительной документации, такие работы в силу ст. 223 Гражданского кодекса будут признаваться самовольным строительством.Последствиями самовольно выполненных работ являются: административная ответственность в виде штрафа (ст. 21.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях), размер которого варьируется для физического лица от 20 до 50 базовых величин, для индивидуального предпринимателя – от 20 до 100 б.в., для юридического лица – до 500 б.в.; невозможность распоряжаться объектом недвижимости, возведённым самовольно, ввиду того, что лицо, осуществившее самовольное строительство, не может произвести государственную регистрацию прав на такой объект. Вследствие этого лицу, осуществившему самовольное строительство, необходимо в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, обратиться за узакониванием самовольной постройки. В связи с этим нельзя не отметить риск того, что исполком может отказать во вводе в эксплуатацию самовольной постройки и вынести решение о её сносе.

И. АКУЛЕНКО, архитектор района – начальник отдела архитектуры и строительства райисполкома.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *