На первом плане — психология

Законнасць і парадак Экономика

В сознании большинства людей профессия следователя окружена ореолом таинственности и романтики. Распутывание загадочных преступлений, выезд на место преступления, опросы свидетелей и потерпевших – всё это будоражит воображение и привлекает внимание многих людей. Насколько верно это представление о профессии? Чего больше в ней: риска, творчества или бумажной работы? Об этом и не только беседуем со старшим следователем районного отдела Следственного комитета Республики Беларусь Ю.А. Гулько.

– Юлия Анатольевна, как Вы пришли в профессию?
– В 2011 году окончила Академию МВД Республики Беларусь. После чего начала свою трудовую деятельность в должности дознавателя РОВД, потом перешла на работу в районный отдел Следственного комитета, в котором работаю следователем со дня его образования.
– Что входит в обязанности следователя и чем наполнен рабочий день?
– Занимаемся расследованием уголовных дел, проведением проверок по фактам смертей граждан, производственного травматизма. На каждый день составляется план следственных действий по конкретному делу. Но, помимо бумажной работы в кабинете, следователь всегда должен быть готов выехать на место преступления, чтобы провести доследственную проверку, опросить свидетелей, встретиться с подозреваемыми.
В среднем, у каждого следователя в разработке одновременно находится порядка 6-7 дел. У меня, к примеру, бывало и по 12 уголовных дел. Если происходит всплеск роста преступности в регионе, то соответственно, увеличивается и нагрузка на каждого следователя.
Что касается специфики или направленности уголовных дел, то все следователи расследуют любые категории дел.
Законодательством предусмотрено 2 месяца на завершение расследования уголовного дела. Бывает, что справляешься и за 10 дней, а бывает, что и два месяца недостаточно.
– Какие громкие дела доводилось расследовать?
– Каждый год бывают неоднозначные дела. К примеру, довелось расследовать дело по вымогательству, преступление было совершено группой лиц, в которую входили и несовершеннолетние. Было дело, связанное с покушением на убийство человека, произошедшее на ул. Первомайской г. Хойники. Когда после проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий была установлена личность преступника, им оказался психически больной человек, у которого была подтверждена такая болезнь, как шизофрения. Также приходилось расследовать преступления, связанные с транспортировкой наркотических средств.
– Было ли сложное дело, которое не смогли довести до конца?
– Иногда даже, казалось бы, простые дела могут остаться нераскрытыми. К примеру, преступление совершено неустановленным лицом, а поиски не увенчались успехом. Или есть подозреваемое лицо, но нет существенных доказательств его вины, и дело также остаётся нераскрытым.
Если уголовное дело приостанавливается, в дальнейшем им занимаются сотрудники уголовного розыска РОВД – они продолжают поиски преступников в рамках своих обязанностей.
Отмечу, что каждое преступление имеет свой срок давности. Так, менее тяжкие – 5 лет, тяжкие – 15 лет. У нас есть немало примеров, когда спустя несколько лет устанавливается лицо, совершившее преступление, и уголовные дела возобновляются.
– Как удаётся находить общий язык с разными людьми?
– Исходя из своего опыта и психологических особенностей человека, стараешься подобрать необходимую манеру общения. Важно понять его психологию, тогда станет легче с ним работать. Ведь зачастую бывает так, что обвиняемый уходит в себя и не идёт на контакт. Вот тут и стараешься применить свои методы. А когда пообщаешься с ним, уже знаешь, какими рычагами можно на него воздействовать в дальнейшем. Поэтому огромную роль в нашей профессии играет психология.
Порой тяжело приходится в общении со свидетелями и потерпевшими, от информации которых зависят сроки расследования уголовных дел. Допросы, как правило, проводим либо в рабочем кабинете, либо в изоляторе временного содержания, либо на месте происшествия.
– А бывают случаи, когда потерпевшие дают ложную информацию?
– Конечно. Некоторые стараются исказить реальную картину произошедшего или придумать что-то своё, поэтому здесь также важен психологический аспект. Другая часть нашей работы – анализ полученной информации из разных источников, после чего становится ясно, кто врёт, а кто говорит правду. Иногда посильную помощь оказывают случайные свидетели или очевидцы.
– Чего больше в профессии следователя: риска, творчества или бумажной работы? Какими качествами должен обладать настоящий следователь?
– Насчёт риска – громко сказано. А вот что касается творчества и бумажной работы, так этого хватает. А ещё, что немаловажно, следователь должен разбираться в самых разнообразных сферах деятельности человека и, конечно же, уметь работать с Интернетом.
Если говорить о качествах следователя, обеспечивающих должный уровень профессиональной деятельности, то это – высокий уровень воспитания, хорошая концентрация и устойчивость внимания, способность быстро и точно выбирать нужную информацию из множества полученной. Следователь должен уметь анализировать и синтезировать факты и детали, точно и правильно формулировать свои мысли, уметь слушать людей, находить с ними необходимый контакт.
Следователь – престижная, но тяжёлая профессия. Надо быть готовым к тому, что в любое время суток, при необходимости, понадобится пожертвовать своим личным временем. Главное, чтобы у молодых специалистов было стремление и желание стать лучшим в своей профессии. Ведь следователем становишься не когда тебя назначают на эту должность, а когда уже «вкусил порох», год-другой «поварился» в этой каше – тогда ты осознанно принимаешь решение быть следователем. Кроме того, у начинающего следователя есть хорошие перспективы для карьерного роста. Но добиться настоящего успеха и уважения невозможно без любви к своей профессии, какой бы тяжёлой она ни была.

Беседовал Виктор НАЗАРЕНКО.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *