Президент Беларуси Александр Лукашенко 25 января подписал декрет №1, которым предусмотрены меры по содействию занятости населения. Документ направлен в первую очередь на активизацию работы органов власти по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию трудовой занятости и самозанятости населения.
В этих целях декретом на правительство возлагаются задачи по установлению прогнозных показателей в области содействия занятости населения и перечня территорий с напряженной ситуацией на рынке труда, осуществлению мониторинга, оценки качества и доступности услуг в области содействия занятости населения.
В свою очередь местные органы власти будут обеспечивать индивидуальную работу с гражданами на местах при проведении работы по их трудоустройству и ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни. Кроме того, областные, Минский городской Советы депутатов смогут дополнительно направлять средства местных бюджетов на реализацию мероприятий в области содействия занятости населения на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда.
В новый декрет не вошли нормы о взимании с трудоспособных неработающих граждан сбора на финансирование госрасходов. При этом лица, ранее признававшиеся плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.
Декретом предусмотрен концептуально иной подход, направленный на стимулирование трудоспособных неработающих граждан к легальной занятости. Предусмотрено, что с 1 января 2019 года такие лица будут производить оплату субсидируемых государством услуг по их полной стоимости. Конкретный перечень таких услуг поручено определить правительству.
Ключевая роль в организации работы по выполнению норм декрета отведена местным органам власти. Для этого предусматривается создание местными исполнительными и распорядительными органами постоянно действующих комиссий, основными задачами которых являются содействие гражданам в трудоустройстве.
В состав комиссий будут включаться депутаты всех уровней, специалисты местных органов власти, а также представители общественных объединений. Возглавлять комиссии, создаваемые на районном уровне, будут, как правило, председатели Советов депутатов.
Декрет предоставляет комиссиям широкие полномочия, в том числе по принятию решений об освобождении на определенное время трудоспособных граждан, не занятых в экономике, от обязанности оплачивать услуги по полной стоимости при наличии у них трудной жизненной ситуации.
Для реализации декрета правительством будет принят ряд постановлений, которыми будут в том числе определены порядок отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, перечень услуг, оказываемых данным гражданам по полной стоимости, порядок расчета платы за эти услуги и другие вопросы.
Кроме того, предусматривается принятие правительством мер, направленных на активизацию профилактической работы с трудоспособными неработающими гражданами, ведущими асоциальный образ жизни; деятельности налоговых органов по выявлению и налогообложению сокрытых доходов физических лиц.
Декрет №1 26 января официально опубликован на Национальном правовом интернет-портале, после чего вступает в силу.
ИНТЕРВЬЮ: Костевич: помочь тем, кто хочет и может зарабатывать
В Беларуси подписан документ о содействии занятости населения. Во всем мире возможность работать является одним из главных критериев оценки успешности человека в обществе, стабильности. БЕЛТА обратилась к министру труда и социальной защиты Ирине Костевич с просьбой рассказать, какие новые возможности открываются с принятием декрета.
— Ирина Анатольевна, какова основная цель принятого декрета?
— Основная цель декрета — содействие занятости населения. Исходя из этого определяются и две основные задачи. Первая — максимальное создание на местах наиболее благоприятных условий для занятости населения: это и поддержка предпринимательской инициативы, и стимулирование самозанятости, и, безусловно, индивидуальная работа с теми гражданами, которые сегодня не работают, но хотят и могут зарабатывать себе на жизнь легальным способом. По сути, занятость населения становится одним из важнейших критериев оценки работы местной власти. Вторая — стимулировать к занятости через «рубль».
— Если мы говорим о первой задаче, то каким образом она будет выполняться?
— Основные решения по улучшению и либерализации условий ведения бизнеса уже приняты. В стране системно развернута работа по созданию новых рабочих мест. По предварительной оценке, в 2017 году на новые рабочие места были трудоустроены 70 тыс. граждан. Задача 2018 года — темпы не снижать. Кроме общеэкономических мер необходимо сосредоточить усилия и на оказании содействия в трудоустройстве каждому человеку. В прошлом году работа по оказанию гражданам содействия в трудоустройстве была выстроена в новом формате. К работе местных органов власти по решению проблем занятости населения активно подключились депутаты всех уровней.
Декретом предусмотрено создание комиссий при местных органах власти, в состав которых войдут депутаты всех уровней, специалисты, представители ЖКХ, МВД, а также могут входить представители общественных объединений. За этими комиссиями закрепляется основная ответственность за работу на местах. Они обязаны будут обеспечить индивидуальный подход к каждому, кто обратился за помощью либо попал в непростую ситуацию.
Практика показала, что нам нужно работать активнее, более настойчиво предлагать свои услуги по трудоустройству, проявлять инициативу.
— Главная роль в решении вопросов занятости населения отводится местным органам власти. Какие именно функции на них возложены?
— Занятость населения — это в первую очередь сфера ответственности конкретного региона, и кто, как не местные органы власти, видят ситуацию, владеют всей информацией, для того чтобы решать имеющиеся вопросы. Поэтому декретом на местные органы власти возложена реализация конкретных мер по обеспечению занятости населения, в том числе создание рабочих мест, содействие в трудоустройстве, переобучение, предоставление временной работы. Оценка их деятельности на всех уровнях будет осуществляться ежеквартально. При этом декретом определено, что проведение эффективной политики содействия занятости населения, стимулирование трудовой занятости и самозанятости, поддержка предпринимательской инициативы, обеспечение легализации трудовой деятельности станут одними из основных показателей эффективности работы руководителей местных исполнительных и распорядительных органов.
— В декрете появляется новое понятие «территории с напряженной ситуацией на рынке труда». Что оно означает, и почему было принято решение выделить отдельные регионы?
— Действительно, правительству поручается ежегодно утверждать перечень территорий с напряженной ситуацией на рынке труда. Несмотря на улучшение ситуации в целом по стране, региональные рынки труда характеризуются значительной дифференциацией по показателям безработицы и ее продолжительности, территориальными диспропорциями спроса и предложения рабочей силы.
И если раньше при определении районов с высоким уровнем напряженности мы учитывали только соотношение зарегистрированных безработных и количества вакансий, то теперь предлагаем учитывать и ряд экономических показателей, например, соотношение принятых и уволенных работников, масштабы вынужденной неполной занятости. Определение перечня таких территорий позволит областным и Минскому городскому Советам депутатов дополнительно направлять средства соответствующих местных бюджетов на решение вопросов занятости населения именно в эти районы.
— Вы говорили о стимулировании занятости через «рубль». Что под этим подразумевается?
— Прежде всего, хочу отметить, что в республике есть определенная категория трудоспособных граждан, которые не работают и не заинтересованы в поиске работы. Возможно, часть из них — это граждане, занятые в теневом бизнесе. Поэтому необходимо формирование условий, при которых гражданин будет сам заинтересован в трудоустройстве.
Декретом предусмотрено, что трудоспособные граждане, не занятые в экономике, будут оплачивать услуги по ценам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание. Такая норма начнет действовать с 1 января 2019 года. Что касается непосредственно самих услуг, то их перечень и порядок расчета будет определен правительством до 1 апреля текущего года.
Таким образом, у человека есть практически год, чтобы определить свой статус и, при желании, поменять его.
— Кто будет определять, что конкретный гражданин должен оплатить услугу по полной стоимости?
— Декретом предусмотрено создание и ведение в республике базы данных трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, не занятых в экономике. В ближайшее время правительство определит порядок ее формирования и ведения. Предполагается, что механизм формирования будет двухуровневым. На первом этапе на республиканском уровне будет формироваться основная база данных на основе республиканских информационных ресурсов. Второй этап, местный уровень — корректировка основной базы местными органами с учетом имеющихся у них информационных ресурсов и иной информации.
Сведения из базы данных будут использоваться на местах в первую очередь для оказания содействия неработающим гражданам в трудоустройстве. По результатам этой работы местные органы и будут решать вопрос о предоставлении конкретному человеку услуг с возмещением затрат.
— Какие категории граждан будут относиться к не занятым в экономике?
— Правительство в месячный срок определит перечень категорий граждан, относящихся к не занятым в экономике.
Хочу подчеркнуть, декрет прежде всего направлен на защиту прав наших граждан, которые добросовестно и честно хотят трудиться, и поможет обеспечить справедливость как базовый принцип социальной политики.
Лобович: задача местных органов власти при реализации декрета №1 — дойти до каждого человека
Задача местных органов власти при реализации декрета №1 — дойти до каждого человека, рассмотреть его ситуацию с трудоустройством и помочь, сформировав списки не занятых в экономике граждан на принципах социальной справедливости и с индивидуальным подходом. Об этом заявил на пресс-конференции первый заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Лобович.
«Республиканская база не занятых в экономике будет формироваться на основе имеющихся ресурсов госорганов и использоваться местными органами власти для конкретной выверки списков граждан, которые будут считаться не занятыми в экономике. Граждане об этом узнают от местных органов власти, задача которых — дойти до каждого гражданина, который потенциально может попасть в эти списки, и оказать содействие, предложить свои услуги по трудоустройству, переобучению и другим формам эффективной политики содействия занятости», — отметил Андрей Лобович.
При этом каждый гражданин, когда будут формироваться списки, может обратиться в комиссию или администрацию района, в Мингорисполком и заявить о том, что ему нужна работа, у него трудная жизненная ситуация. Это могут сделать и члены его семьи.
В Беларуси усовершенствуют подходы к содействию в трудоустройстве
«Сейчас действует заявительный принцип — если человек пришел в соответствующую службу, ему оказывается услуга по содействию в трудоустройстве. В данном декрете мы переходим на другой уровень в оказании содействии занятости. Мы будем выявлять этих граждан, сами идти к ним и предлагать свои услуги», — отметил Андрей Лобович.
Ключевая роль в реализации отводится местным органам власти, они будут создавать условия, чтобы у человека была возможность для трудоустройства.
По словам первого замминистра, во втором полугодии 2018 года в тестовом режиме будет проведена апробация взаимодействия всех органов власти как на республиканском, так и на местном уровне по формированию базы данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике.
Вопрос об увеличении размера пособия по безработице пока не рассматривается
«В прошлом году правительством прорабатывались и были внесены предложения по внедрению системы страхования от безработицы, по увеличению размера пособия, но на данном этапе пока эти меры преждевременные. В настоящее время вопрос об увеличении размера пособия по безработице правительством не рассматривается», — пояснил Андрей Лобович.
Поэтому декретом №1 и предложена двухуровневая система рассмотрения при формировании баз незанятых в экономике, добавил первый замминистра. Местные органы власти проанализируют ситуацию каждого человека, выяснят его социальный статус, и только после отработки на местах будут формироваться списки на основе решений местных органов власти.
Принцип социальной справедливости лег в основу декрета №1
«Декретом №1 предусматривается реализация правительством и местными органами власти мер по содействию занятости населению, с акцентом на усилении роли местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов в решении этих вопросов. Декрет нацелен на максимальное содействие в трудоустройстве, обеспечении легальной занятости людей и основан на принципах социальной справедливости и участия всех граждан в жизни общества и страны», — подчеркнул Андрей Лобович.
Работа местных органов власти будет сосредоточена на мерах по реализации активной политики занятости, применении индивидуального подхода при оказании содействия в трудоустройстве гражданам, не способным на равных конкурировать на рынке труда.
Принципиально новым в решении проблем занятости населения станет ежегодное определение правительством перечня территорий с напряженной ситуацией на рынке труда. Это позволит адресно решать вопросы занятости населения в отдельных районах или городах Беларуси. На таких территориях областные, Минский городской Советы депутатов смогут дополнительно направлять средства местных бюджетов на реализацию мероприятий в области содействия занятости населения.
«Также будут устанавливаться поквартальные значения в области прогнозных показателей в области содействия занятости населения на республиканском, областном и районном уровнях. Мониторинг выполнения властью этих заданий позволит контролировать ситуацию на рынке труда республики и регионов и оперативно принимать решения по ее регулированию», — добавил Андрей Лобович.
Комиссии по содействию в трудоустройстве нацелены на помощь в сложной жизненной ситуации
Комиссии по содействию в трудоустройстве будут нацелены на помощь оказавшимся в сложной жизненной ситуации, сообщила журналистам председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Тамара Красовская.
«Комиссии создаются не только для содействия занятости, оказания помощи в трудоустройстве, но и чтобы увидеть, в какой сегодня ситуации находится семья, подключить к решению проблем другие органы, то есть это комплексный вопрос. Сложные ситуации, в которых оказываются люди, обязательно будут рассматриваться созданными комиссиями. Причем заявления может оставить не только тот человек, в отношении которого рассматривается данная конкретная жизненная ситуация, но и члены его семьи», — рассказала Тамара Красовская. Она пояснила, что решением подобных вопросов депутаты занимались и во время работы в своих избирательных округах.
Если человек попал в сложную жизненную ситуацию (например, в связи с болезнью близкого человека и необходимостью ухода за ним, в других случаях) комиссия будет принимать решение, чтобы человек не числился в списках не занятых в экономике. «Ключевое слово в принятом документе — человеческий подход к решению всех проблем», — подчеркнула Тамара Красовская.
Отвечая на вопрос, какие услуги предлагалось включить в список услуг, которые будут оплачиваться трудоспособными гражданами, не занятыми в экономике, по ценам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание, депутат рассказала, что при обсуждении речь шла только о жилищно-коммунальных услугах. «Сегодня преждевременно говорить, каким будет перечень услуг. Решение примет правительство. Мы поработаем в регионах, будем советоваться с людьми», — добавила она.
Акцент на содействие занятости и самозанятости сельского населения — важный элемент декрета №1
Тамара Красовская отметила одну из важных новаций — определение территорий с напряженной ситуацией на рынке труда. «Работая в избирательных округах, мы увидели, что не во всех регионах сегодня ситуация труда благоприятная. А нужно заботиться и о сельских жителях, — подчеркнула она. — Те деревни, которые отдалены от райцентров, где закрываются школы, клубы, уменьшается количество жителей, сталкиваются с проблемой трудоустройства особенно остро. Именно там органам исполнительной власти нужно особенно заботиться о людях, чтобы создавались новые рабочие места. Это важно. Чтобы людей, в контексте новых указов, вовлекали в занятие индивидуальной деятельностью».
Важно применять все формы содействия занятости и самозанятости, подчеркнула Тамара Красовская. Чтобы люди могли зарабатывать достойную зарплату, нужно создать условия. Декретом определена не только ответственность местных органов власти за эту работу, но и некоторые дополнительные механизмы, в частности, возможность для Советов депутатов дополнительно направлять средства местных бюджетов на реализацию мероприятий в области содействия занятости населения.
Либерализация условий ведения бизнеса создает хорошие условия для занятости населения
В Беларуси в 2017 году был принят ряд документов по либерализации условий ведения бизнеса, ключевым из которых стал декрет №7 «О развитии предпринимательства». «Принятие этих документов нужно было для раскрепощения деловой активности, чтобы бизнесу дать свободу. Эти документы уже сыграли свою роль», — отметила Тамара Красовская и привела в пример Борисовский район Минской области, где были проблемы с трудоустройством, а сегодня ситуация исправляется. По ее словам, многие люди уже оценили возможности принятых документов и решили создать свое дело, зарегистрироваться в качестве ИП.
Поэтому принятие документов по либерализации условий ведения бизнеса и декрета №1 в комплексе дадут хороший результат для содействия занятости населения, теперь дело за местными органами власти, добавила депутат.
БЕЛТА.