С целью наведения порядка во дворах, на улицах – расчистки их от брошенных «железных коней» – с 1 января 2012 года начал действовать Указ Президента Республики Беларусь № 348 «О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации».
Сегодня о действии данного документа мы поговорим с начальником отделения ГАИ РОВД В.П. Талюком.
– Владимир Петрович, вначале скажите, чем обусловлено принятие вышеназванного Указа?
– Его принятие обусловлено необходимостью законодательного урегулирования вопроса утилизации вышедшего из эксплуатации транспорта, решения таких задач, как определение критерия, по которому транспортное средство должно подлежать утилизации, выявление транспортных средств, подлежащих утилизации и установление их собственников, стимулирование или понуждение собственника утилизировать транспортное средство, а также организация и проведение самой утилизации.
– Какие автомобили относятся к неиспользуемым?
– Отмечу, что к неиспользуемым транспортным средствам отнесены две категории транспортных средств:
— на которых отсутствуют элементы, предусмотренные конструкцией (стёкла салона, колёса, элементы кузова), либо имеется их деформация, внешне видимые повреждения, при наличии которых запрещается их участие в дорожном движении и (или) исключается возможность эксплуатации;
— которые не эксплуатируются более 6 месяцев со дня истечения срока действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении и не поддерживаются в надлежащем состоянии, допускающем возможность их участия в дорожном движении или эксплуатации.
– Где собственнику разрешается размещать неиспользуемое транспортное средство?
– Согласно Указу, такие транспортные средства запрещается размещать во дворах, на улицах. Исключение – дворы и придомовые территории одноквартирных и блокированных жилых домов. Также можно размещать их на охраняемых местах.
– А что понимается под охраняемым местом для хранения транспортных средств?
– Это инженерное сооружение или участок земли с усовершенствованным покрытием, пригодные для хранения, в том числе длительного, транспортных средств, к которым исключается несанкционированный доступ (гаражи, охраняемые стоянки).
– Владимир Петрович, а чем чревато нахождение такого автомобиля вне специально выделенных мест?
– По истечении 30 календарных дней должностные лица местного исполкома, осмотрев бесхозное авто, вправе осуществить его принудительное перемещение на охраняемую стоянку. Составленный акт с информацией о расположении охраняемой стоянки, дате принудительного перемещения на неё данного транспортного средства, условиях его возврата и последствиях непредъявления требования о возврате этого транспортного средства направляется собственнику в течение 3 календарных дней со дня составления акта. В течение трёх месяцев со дня помещения транспортного средства на охраняемую стоянку его собственник вправе подать в исполком письменное требование о его возврате. При этом расходы за эвакуацию и хранение транспортного средства возмещает его владелец.
– А если такого письма-требования не поступит в исполком?
– При отсутствии требования о возврате транспортного средства более 3 месяцев, оно может быть по решению суда передано в собственность административно-территориальной единице и в течение 10 календарных дней со дня приобретения такого права снято с учёта в ГАИ и утилизировано. Также в суд направляется исковое заявление о взыскании затрат, связанных с принудительным перемещением и хранением этого транспортного средства, при отказе собственника от их возмещения.
– Как должен поступить собственник при снятии с учёта транспортных средств, подлежащих выбраковке?
– При этом собственник обязан сдать в регистрационное подразделение ГАИ свидетельство о регистрации, сертификат о прохождении техосмотра и регистрационные знаки. В этом случае транспортное средство для осмотра в регистрационное подразделение ГАИ может не представляться. В случае отсутствия документов и регистрационных знаков необходимо в отделении ГАИ написать объяснение по факту их утери.
Записала Ирина Лукашенко.