К приметам каждый относится по-разному. Кто-то считает их глупыми и надуманными легендами, другие уверены, что вековые наблюдения предков ещё никто не отменял. Високосный год, как правило, смущает влюблённых, собравшихся под венец. Многие полагают, что свадьба в такой год не принесёт счастья. Попробуем разобраться в домыслах и фактах.
Мнения Елена Михайловна Демиденко, начальник отдела ЗАГС райисполкома:
– Согласна с народной мудростью, которая гласит: дом держится на четырёх углах, а семья – на двух головах. Четыре угла – это взаимная любовь, взаимная верность, взаимное уважение и взаимное понимание. Если всё это есть у пары, то високосный год не сможет отрицательно повлиять на их дальнейшую совместную жизнь. Статистические данные свидетельствуют о том, что число желающих связать себя узами брака в високосные годы не уменьшается. Так, в 1996-м в отделе ЗАГС райисполкома было заключено 128 браков, в 2000-м – 93 брака, 2004-м – 66, 2008-м – 120. Для сравнения: в 2006 году зарегистрировано 110 браков, 2007-м – 122, 2009-м – 99, 2010-м – 119, в 2011 году – 133. Трудно судить о том, какая статистика будет в 2012 году, но можно отметить, что уже сегодня состоится регистрация бракосочетания, 21 января ожидается два свадебных торжества.
Отец Анатолий, Благочинный Хойникского округа, протоиерей Покровской церкви:
– Для воссоединения двух любящих людей, нет дней или годов благоприятных или неблагоприятных, кроме тех, что не связываются с церковными традициями. Согласно канонам Православной Церкви венчание не проводится в дни церковных великих праздников, в период сплошных седмиц, а также по вторникам, четвергам и субботам. Также противоречит брачному торжеству смысл поста. Нежелательно играть свадьбу сразу после смерти близкого человека: следует выдержать траурные дни. Во все остальные дни года венчание может совершаться без всяких препятствий. Если бы високосный год был бы каким-то неугодным для церкви с точки зрения совершения Таинства венчания, то наверняка это отразилось бы в церковных канонах. Но подобного правила не существует. Счастье в семейной жизни зависит не от года, а от того, как супруги строят свои взаимоотношения. наперекор стереотипам
Для опровержения того, что високосный год неблагоприятен для заключения брака можно привести в пример дружную семью Чернявских.
Библиотекарь отдела обработки и комплектования центральной библиотеки Светлана Ивановна и водитель ПМК Виктор Васильевич сыграли весёлую свадьбу 15 июня 1996 года в родной деревне Козелужье. Официально узаконили брак в ЗАГСе г. Хойники. И вот счастливо, в любви и согласии, живут вместе уже 15 лет. Заботливые родители воспитывают двоих детей, школьников Анастасию и Анатолия. Супруги даже никогда не задумывались о том, что одно из самых значимых событий в жизни отпраздновали в високосный год и это могло как-то повлиять на их совместную жизнь. И вовсе молву о том, что в високосный год нельзя играть свадьбы, считают простым суеверием. Как отмечает Светлана Ивановна, главное – взаимопонимание, любовь и уважение, если они есть, то независимо от даты бракосочетания, семья будет крепка.
Современная молодёжь также не верит в предсказания о неудачном браке в високосный год. Так, 21 января текущего года планируют создать семью заместитель директора по воспитательной работе СШ № 3 Людмила Ивановна Пивовар и главный бухгалтер отдела культуры райисполкома Руслан Александрович Лукьяненко. Пара нисколько не сомневается в правильности выбора даты свадьбы, ведь любовь способна развеять любые стереотипы.
Читатель вносит предложение
Мостик влюблённых – в городской парк
Мне доводилось бывать на свадьбах в различных городах Беларуси. В большинстве из них есть мостики влюблённых, которые, по сложившейся традиции, молодожёны украшают символами любви – замочками, ленточками, надписями и т.п. В некоторых населённых пунктах есть «деревья любви». А в Хойниках, к сожалению, никакого символического места для молодожёнов нет. После регистрации брака в Доме обрядов пары, как правило, гуляют по городскому парку, делая свадебные фото на память. Здорово было бы там создать какой-нибудь символический атрибут, тот же мостик влюблённых, например, деревянный.
С. Пинчук, жительница г. Хойники.
Свадебные традиции белорусов
Перед отправлением в храм родители выполняли ритуальное действие. Одной рукой они держали хлеб, а другой приподнимали полотенце в виде подковы. Молодые проходили через врата бессмертия, обязательно пригнув головы, то есть поклонившись порогу – древней зоне захоронения предков.
Кортеж должен был состоять из семи повозок, так как символика семерки лежит в основе функционирования семьи и рода.
Как только молодые рассаживались по повозкам, отец невесты брал икону и, держа в руках две зажжённые свечи, обходил вокруг свадебного кортежа, двигаясь по ходу солнца. Следом за ним шла мать и обсыпала повозки зерном. Так они «замыкали» участников венчания в магический круг, чтобы по пути туда и обратно никто не мог навредить молодым.
Родителям молодых категорически запреща-лось присутствовать на венчании в храме. Тем самым они могли разрушить магический круг, который перед отправлением в храм возвели вокруг своих детей.
В храме молодых ставили на специально припасённое для этого полотенце. Но, прежде чем расстелить полотенце, на пол клали красный пояс, а на то место, где будут стоять молодые, необходимо было положить два медных пятака. После венчания все эти атрибуты забирали с собой. Оставлять в храме нельзя, их необходимо хранить у себя всю жизнь. После окончания свадьбы родители молодых собирали в эти полотенца металлические основания двух цветков, ложки, фужеры, которыми пользовались молодые, перевязывали «восьмёркой» красной лентой, а сверху перевязывали поясом, на котором стояли молодые.
В прошлые века у белорусов существовала непоколебимая традиция: сразу же после венчания новобрачные шли к могилам своих предков, которые находились рядом с храмом. В коммунистические времена молодые стали посещать мемориальные комплексы, памятники вождям революции, братские могилы. Все это было созвучно времени и идеологии. Но стоит отметить, что специалисты в области биоэнергоинформации утверждают, что над братскими могилами доминирует вовсе не праздничная аура.
Навестив могилы предков, молодые возвращались домой. По дороге они должны были «проехать семь мостов» (при этом по каждому мосту жених проносил невесту на руках). Никто не должен был переходить дорогу молодым.
К дому невесты кортеж должен был подъезжать только со стороны восхода солнца. Молодые сидели в повозке до тех пор, пока родители не появлялись на пороге дома. Первый шаг в совместную жизнь с повозки новобрачные должны были сделать не на голую землю, а на покрывало, лучше всего на вывернутый кожух.
На девятый день после свадьбы играли «Пироги» – застолье для родителей, которые не имели возможности на свадьбе посидеть за свадебным столом. С девятого по сороковой день длился «медовый месяц» молодых.
Наталия ЧЕКАН.