Содержание дорог – дело общее

Законнасць і парадак

С 1 января текущего года согласно статье 3 Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2014 год» с автовладельцев взимается государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. К открытому разговору на обозначенную тему мы пригласили члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь А.Ю. Дорогокупец и начальника отделения Госавтоинспекции РОВД В.П. Талюка.



Слово сенатору А.Ю. Дорогокупец
Данный норматив отчислений был инциирован Министерством финансов Республики Беларусь и включён в законопроект «О республиканском бюджете на 2014 год». В декабре прошлого года он был принят Палатой представителей, одобрен Советом Республики, а затем подписан Президентом нашей страны.
Чем вызвано такое решение?



Содержание дорог очень дорого обходится государственной казне. Сегодня автомобиль  уже не роскошь, как было два-три десятка лет назад, а средство передвижения, которое есть почти в каждой семье. Сегодня уже даже не редкость, когда в семье с достатком не ограничиваются одним автомобилем. Получается так, что количество транспорта постоянно растёт, а в связи с этим пропорционально растёт и нагрузка на дорожное полотно, оно быстрее выходит из строя. Следовательно, нужно всё больше и больше денежных средств тратить на поддержание дорог в нормальном состоянии. Все владельцы авто пользуются дорогами, все и должны участвовать в их ремонте. Мы должны понимать, что не положив в карман денег, в магазине товар не купишь. Та же ситуация и в отношении дорог.
В Законе Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2014 год» предусмотрено, что полученные от уплаты госпошлины средства будут разделены поровну между республиканским и местными бюджетами. Но обе части пойдут на ремонт и содержание дорог, а также строительство автодорог и улиц, которые являются продолжением транспортных магистралей. Из бюджета страны профинансируют республиканские магистрали, а города и районы, в свою очередь, направят собранные деньги на поддержание своих дорог.



Стоит отметить, что взимание с автовладельцев транспортных сборов – это распространённая мировая практика. Самым высоким считается разовый  автомобильный налог в Дании, где он составляет 105% от стоимости авто на момент приобретения. В Германии берётся в среднем 80-100 евро в год за обычный бензиновый автомобиль, 250-300 евро – за дизельный.



Беларусь пошла по пути регулярных платежей, унифицируя законодательство с партнёрами по Таможенному союзу. Так например, на территории Казахстана взимается транспортный сбор. На территории России также предусмотрено взимание транспортного налога, он зависит от мощности двигателя. В 2013 году его размер составлял от 26 долларов (автомобиль мощностью 70 л. с.) до 1400 долларов (300 л. с.). В Беларуси пошлину решили рассчитывать в зависимости от массы транспортного средства и статуса его владельца – принадлежности физическому или юридическому лицу. Размеры отчислений варьируются от 1 до 25 базовых величин (с 1 октября 2013 года одна базовая величина приравнивается к 130 тысячам рублей). Выдаёт разрешение на участие транспортного средства в дорожном движении УП «Белтехосмотр», находящееся в подчинении у Минтранса, а также его структурные подразделения на местах проведения техосмотра транспортных средств.
Физические лица и индивидуальные предприниматели должны оплатить госпошлину на транспорт через банки либо через отделения связи, а организации – через банки. Платёжные документы оформляются на каждое транспортное средство в отдельности.
Льготы по оплате госпошлины есть у транспортных средств, предназначенных для передвижения людей с инвалидностью, общественного транспорта (кроме такси и маршрутных такси), а также машин скорой помощи, МЧС, МВД, Минобороны, Госпогранкомитета и пр.
Всего же за счёт введения пошлины в 2014 году правительство рассчитывает пополнить бюджет на 1,6 триллиона рублей (приблизительно 170 миллионов долларов).


Слово начальнику отделения ГАИ РОВД В.П. Талюку
Оплачивать госпошлину нужно перед прохождением техосмотра: раз в год – для автомобилей старше 10 лет; госпошлина уплачивается по двойной ставке в отношении транспортных средств с года выпуска которых прошло менее 10 лет, и прохождение техосмотра предусмотрено через 2 года. Таксисты обязаны платить государственную пошлину за допуск транспортного средства к дорожному движению дважды в год. Это объясняется тем, что автомобили такси эксплуатируются гораздо чаще, чем обычные автомобили, следовательно они больше остальных загружают дороги.



Получить отметку о прохождении техосмотра можно только в обмен на квитанцию об уплате госпошлины.
Ввиду того, что ставки пошлины зависят от веса транспорта, уточню следующее. Разрешённая максимальная масса автомобиля – это общая масса снаряжённого автомобиля с водителем, грузом и пассажирами, установленная автопроизводителем в качестве максимально допустимой (так называемая полная масса автомобиля).
Таким образом, владельцу личного автомобиля ВАЗ-2101 с массой 1355 кг придётся заплатить 390 тысяч рублей. Ставка госпошлины для водителя 5-дверного хэтчбека VW Golf (полная масса – 1720 кг) составит 650 тысяч рублей. А вот владельцу Mercedes-Benz S-Klasse (2655 кг) за допуск к участию в дорожном движении придётся уплатить госпошлину в размере 7 базовых величин, или 910 тысяч рублей.



Знайте, что квитанция об уплате госпошлины действительна три года. То есть если, например, вы уплатили, а потом по каким-либо причинам решили не проходить техосмотр (например, поставили машину в гараж и не будете ездить год-другой) и, соответственно, не получать допуск на участие в дорожном движении, то заново уплачивать госпошлину в следующем календарном году не нужно.
Нюанс. Если за этот период размер или ставка базовой величины вырастет, вам придётся доплатить в банке недостающую сумму.
В течение такого же периода времени – 3 лет – вы можете обратиться в налоговую для возврата госпошлины. Например, если вы её уплатили ошибочно или же оплата была произведена корректно, но допуск к участию в движении вы так и не получили.
Рассмотрим возможные ситуации для физических лиц и индивидуальных предпринимателей:
1. Государственная пошлина уплачена в большем размере. Например, вы назвали оператору банка неправильную сумму пошлины и уплатили не 5, а 7 базовых – как за более тяжёлый автомобиль. То есть – переплатили.
2. Автовладелец, уплативший госпошлину, сам по какой-то причине отказывается от прохождения техосмотра. Например, вы решили на следующей неделе пройти диагностику, уплатили пошлину и получили квитанцию, а назавтра продали машину. Соответственно, ТО проходить не нужно и сумму пошлины можно вернуть.
 Нюанс. Если вы планируете приобрести себе взамен старой машину с такой же разрешённой максимальной массой, то можно эту квитанцию оставить: на сегодняшний день квитанция об уплате госпошлины не привязана к конкретному автомобилю (его марке, модели, номеру регистрационного знака и пр).
3. Плательщику отказано в выдаче разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении – то есть техосмотр вы не прошли.
Куда в таких случаях идти и когда вернут деньги?
Для возврата уплаченной государственной пошлины физическому лицу следует обратиться в налоговый орган по месту жительства, а юридическому лицу – в налоговый орган по месту постановки на учёт.
 Обратиться за возвратом можно хоть на следующий день после уплаты  и в течение последующих трёх лет.
В налоговую нужно принести квитанцию (документ, подтверждающий уплату), затем написать заявление на возврат, в котором указать, каким путём вы хотите получить назад уплаченную сумму: на расчётный счёт в банке или наличными. В течение месяца деньги будут возращены плательщику.



А как считают хойничане?



Валерий Викторович Коток:
– На мой взгляд, всем автомобилистам нужно помнить о том, что деньги, внесённые в счёт республиканского бюджета, вернутся для всех нас сторицей, потому что они будут направлены на благоустройство дорог. А значит, это хорошо повлияет  на эксплуатацию автомобилей – и личных, и служебных. Кроме того, тщательно проработана система оплаты налога. Даже если и возникают некоторые вопросы, каждый автовладелец их может с лёгкостью разрешить.



Юлия Николаевна Невядомская:
– Транспортный налог, мне кажется, ударит по семейному бюджету некоторой категории автовладельцев, к которым отношу и себя, потому что не из категории тех людей, для которых предусмотрены льготы по оплате государственной пошлины. Но Закон Республики Беларусь  «О республиканском бюджете на 2014 год» принят, и его следует неукоснительно выполнять. 


Александр Георгиевич Марченко:
– Государственная пошлина, которая взимается с этого года при прохождении автомобилем техосмотра, будет направлена в первую очередь на финансирование работ по строительству и реконструкции дорожного полотна Республики Беларусь, компенсирует воздействие автомобиля на дорожную сеть. Мне как владельцу авто уже на протяжении 25 лет это очень важно. Надо относиться к этому спокойно. Это стандартный налог для других стран.



Виталий Владимирович Бондаренко:
– Если рассматривать интенсивность использования автомобиля каждым владельцем, то не всё так просто. Получается, и тот, кто ездит каждый день, и тот, кто выезжает два раза в год, должны платить одинаково, хотя воздействие на дороги совершенно разное. Считаю, что одним из дифференцированных подходов в данном случае может быть включение данной госпошлины в стоимость топлива.



Ирина ЛУКАШЕНКО, Елена СМУСЕНОК.


 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *