Дорогам – безопасность и порядок
В 2013 году на территории Республики Беларусь дети стали участниками 427 дорожно-транспортных происшествий, в которых 20 несовершеннолетних погибли, 431 получил ранения.
По сравнению с 2012 годом отмечается снижение общего числа ДТП с участием детей на 6,4%, числа погибших – на 28,6%, раненых – на 6,9%.
Роста числа погибших в ДТП детей не допущено ни в одной из областей, при этом отмечено значительное снижение в г. Минск (-100%, или минус 3 погибших в абсолютных цифрах) и в Гомельской области (-83,3%, или минус 5 погибших в абсолютных цифрах). Однако по-прежнему высоким остаётся число погибших детей в Минской и Витебской областях – по 6 несовершеннолетних.
70% дорожно-транспортных происшествий совершены по вине взрослых.
Около половины детей – 230 человек (51% от общего количества детей-участников ДТП) получили травмы в качестве пешеходов, при этом погибли 7 (в 2012 году – 10), ранены 223 (в 2012 году – 226) несовершеннолетних.
159 (35%) детей стали участниками дорожно-транспортных происшествий, будучи пассажирами транспортных средств, при этом 11 погибли (в 2012 году – 15), 148 получили ранения (в 2012 году – 191).
Дети-велосипедисты в общей структуре участников ДТП составляют 12% (56 несовершеннолетних). 1 ребёнок погиб (в 2012 году – 2), ранены 55 несовершеннолетних велосипедистов (в 2012 году – 37).
6 детей стали участниками ДТП в качестве водителей транспортных средств. Как результат, 1 несовершеннолетний погиб (в 2012 году – 1), 5 получили травмы (в 2012 году – 9).
В нашем районе аналогичная статистика такова:
в 2012 году на дорогах Хойникщины 1 ребёнок был ранен, в 2013 году дорожно-транспортных происшествий с участием детей не зарегистрировано.
Безопасность дороги для ребёнка зависит от родителей
В целях предупреждения совершения дорожно-транспортных происшествий с участием маленьких пешеходов, обращаюсь к родителям с просьбой запомнить 10 заповедей поведения на улице с ребёнком и изучить их со своими сыновьями и дочерьми.
Ребёнок на руках. Будьте осторожны: он закрывает вам обзор улицы.
Вы едете в такси либо в машине родных, друзей. Учитывайте возможность торможения автомобиля и берегите ребёнка от ушиба. При высадке первыми обязательно должны выйти взрослые и принять детей.
Автобус приближается к остановке. До полного прекращения движения автобуса к нему подходить запрещено: ребёнок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колесо, особенно если на остановке много пассажиров.
Посадка в автобус, трамвай, троллейбус. Зона остановки – опасное для ребёнка место. Дело в том, что стоящий транспорт ограничивает обзор дороги в этой зоне как водителям проходящих машин, так и пешеходам. К тому же, здесь пешеходы в спешке могут столкнуть ребёнка на проезжую часть.
Поездка в общественном транспорте. Даже опытный водитель не всегда может избежать резкого торможения в аварийной ситуации. Поэтому в транспорте необходимо позаботиться о том, чтобы ребёнок занимал устойчивое положение. Особенно осторожными нужно быть возле кабины водителя во время подготовки к выходу.
Выход из общественного транспорта. Всегда выходят взрослые и принимают детей. Если пустите ребёнка вперёд, то, пока вы заняты выходом, он может выбежать из-за автобуса на дорогу, а маленький ребёнок, шагая по ступенькам, рассчитанным для взрослого, – упасть. Выходить из автобуса лучше держа ребёнка за руку.
За руку с ребёнком. На улице или рядом с ней не забывайте, что ребёнок может попытаться вырваться. Это типичная причина детского дорожного травматизма.
Учите детей наблюдать. Во время прогулки с детьми любого возраста обращайте их внимание на работу светофоров, объясняйте значение дорожных знаков, разметки, учите их наблюдать за дорогой и предвидеть опасность.
При перевозке детей в автомобиле используйте детские удерживающие устройства.
Прежде чем купить ребёнку велосипед, обучите его Правилам дорожного движения.
Будет ли дорога безопасной для ребёнка, зависит от взрослых.
Под углом 40 градусов
Начался 2014 год. Не лишним будет напомнить водителям об усилении с 24 октября 2013 года ответственности за нахождение за рулём в пьяном виде.
Вступили в силу изменения в Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь. Так, из статьи 18.16 исключена часть 2, и теперь лицо, управляющее транспортным средством в состоянии опьянения и не имеющее права управления транспортным средством, привлекается по части 1 статьи 18.16 с обязательным наложением штрафа от 50 до 100 базовых величин (ранее было от 15 до 35 базовых величин) с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами и по статье 18.19, часть 1. То есть лицо, не имеющее водительского удостоверения, привлечённое по статье 18.19, часть 1, в течение всего срока лишения права управления не сможет получить водительское удостоверение.
Отдельно подчеркну, что управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения может обойтись водителю в 13 миллионов рублей. За употребление алкоголя до необходимой проверки, в том числе и после совершения ДТП, штраф также предусмотрен до 13 миллионов рублей (от 50 до 100 базовых величин), а срок лишения водительского удостоверения возрос с 2 до 3 лет.
Также вступили в силу и изменения в Уголовном кодексе Республики Беларусь. Повторно задержанный в течение года пьяным за рулём лишается автомобиля, кроме того ему грозит либо штраф, либо ограничение свободы, либо исправительные работы.
Статья 317 дополнена частями 4 и 5, согласно которым пьяный водитель, причинивший по неосторожности смерть или тяжкие телесные повреждения одному человеку наказывается лишением свободы на срок до 7 лет, за смерть двоих и более человек предусмотрено лишение свободы на срок от 4 до 10 лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью в обоих случаях.
И государственный транспорт конфискуют
Статья 317-1 Уголовного кодекса устанавливает уголовную ответственность за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, передачу управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования), совершённые в течение года после наложения административного взыскания и лишения права управления за такие же нарушения в порядке ст. 18.16 КоАП Республики Беларусь.
При привлечении к административной ответственности по ст. 18.16 правонарушители в безусловном порядке лишаются права управления всеми средствами на 3 года. В течение срока лишения права управления эти лица не имеют права выполнять работы, связанные с управлением каким-либо транспортным средством (автомобилем, трактором, комбайном и др.).
Администрация предприятий в свою очередь не имеет права допускать лишённых права управления лиц к выполнению работ, связанных с управлением транспорта, и обязана принять своевременные меры по отстранению их от данного вида работ.
Вместе с тем, зачастую руководители предприятий, зная о том, что их работники лишены права управления транспортными средствами по причине нахождения за рулём в нетрезвом виде, позволяют им работать по профессии, связанной с управлением транспортом.
Во всех областях республики генеральной прокуратурой выявлены неединичные подобные случаи. Только на территории Минской области за 10 месяцев 2013 года выявлено 32 случая управления служебным транспортом госпредприятий в состоянии алкогольного опьянения работниками, ранее лишёнными права управления за пьянство за рулём.
Так например, 1 ноября 2013 года в агрогородке Лазовичи Клецкого района сотрудники ОГАИ остановили трактор-погрузчик «Амкодор» под управлением нетрезвого слесаря машинно-тракторного парка ОАО «Лазовичи». В конце мая мужчина уже был лишён права садиться за руль за аналогичный проступок. Несмотря на то, что после этого инцидента нарушителя перевели на должность слесаря, его привлекали к управлению техникой.
Решением суда Клецкого района водителю назначено наказание в виде исправительных работ с удержанием четверти заработка в доход государства сроком на 2 года и лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортом сроком на 5 лет.
Трактор-погрузчик стоимостью около 40 тыс. долларов конфискован. При этом остаётся открытым вопрос: каким образом сельхозпредприятие рассчитается за технику, приобретённую в лизинг и находящуюся у организации во временном пользовании?
Условиями, способствующими совершению подобных преступлений, являются бездействие, попустительство и игнорирование руководителями предприятий требований норм законодательства о труде и Директивы Президента Республики Беларусь № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», а также отсутствие на предприятиях организованного надлежащим образом трудового процесса и ведомственного транспортного контроля.
Руководители, запомните: теперь применение конфискации не зависит от того, кому принадлежит транспортное средство на праве собственности: виновному физическому лицу или юридическому лицу, где работает нарушитель.
В связи с вышеизложенным, вам необходимо провести проверки в коллективе на предмет выявления лиц, лишённых права управления транспортом по ст. 18.16 КоАП и ст. 317-1 Уголовного кодекса, трудовые отношения которых в настоящее время связаны с управлением транспортом с целью перевода их на другую работу. В дальнейшем такой контроль необходимо осуществлять на постоянной основе и при приёме на работу водителей, трактористов. Необходимо наладить на предприятиях действенную систему предрейсового медицинского обследования лиц указанных профессий.
В соответствии со ст. 400-408 Трудового кодекса Республики Беларусь причинённый предприятию ущерб подлежит возмещению виновными лицами в полном объёме. При этом вопрос о возмещении ущерба от конфискации по ст. 317-1 Уголовного кодекса транспортных средств предприятий рассматривается не только в отношении осуждённых лиц, но и руководителей, допустивших их к управлению транспортным средством.