Недавно к нам в редакцию обратилась хойничанка Марина Лягун и принесла очень старую записную книжку.
Она сказала, что разбирала семейный архив и наткнулась на блокнот своего дедушки. Так у нас оказался дневник фронтовика Ивана Васильевича Лягуна. Хойничанка рассказала, что её родители умерли рано, и единственные воспоминания о дедушке в этом дневнике.
5 февраля 1945 года, территория западной Польши: «Идут ожесточённые бои по расширению площадки за Одером. Сегодня бомбят Фокке-Вульф. Сильный артобстрел. Задача – прорвать оборону и всем корпусом пойти в рейд врагу. Противник усиленно обороняется. У нас большие потери. В памяти до сих пор стоит Чехословакия».
Иван Лягун проходил службу с сентября по декабрь 1940 года в 9-м гаубично-артилеристском полку, а с декабря 1940 по июль 1941 года – в 299 ЛАП в г. Чирчикстрой. В бой вступил 10 июля 1941 года в районе северо-восточного Ярцево. Ранен во время передислокации в районе Брянска. Читаем дневник участника освобождения Европы от немецко-фашистских захватчиков, и перед глазами встаёт картина боевых действий и сражений, разрывающихся снарядов и человеческих потерь, но о реальных условиях и ужасах войны остаётся только догадываться.
12 марта 1945 года: «Союзники увеличили темп наступления. Имеют хорошие успехи. Заняли Кёльн. Первый Белорусский фронт прорвал линию обороны у города Штаргард и вышел к Балтийскому морю, отрезав часть Померании. Стоит холодная погода, снег и буран – хуже января. Первый и Второй Белорусский фронт вместе с союзниками во многих местах форсировали Рейн. В нашем направлении враг постоянно контратакует, держит нас в напряжении».
После ранения в 1941 году старшина Иван Лягун находился на реабилитации в госпитале в г. Орехово-Зуево. С января по апрель прошёл курсы сержантов и старшин в г. Балашиха. В июне 1942 года командовал отделением разведки, топоразведки.
15 апреля 1945 года: «После обеда получили летнее обмундирование, привели амуницию в надлежащий вид. Как-то неожиданно похолодало. Замечательные успехи Третьего Украинского фронта. Второй Украинский и Второй Белорусский фронты уже ведут наступательные бои в окраинах Вены. До Берлина нам осталось немного больше 200 км. Наши войска успешно продвигаются в Австрии. Начался штурм Кенингсберга. «Мессершмидты» то и дело бомбят наш полк. Получил радостные письма из дома – все живы. Корм для коней на исходе, очень большая утомленность личного состава. Вчера умер Рузвельт – большая утрата. Наши заняли Вену и форсировали Эльбу».
Территория агрессора сжималась плотным кольцом от наступления Красной Армии и союзников. Оккупанты испытывали острый дефицит продовольствия и техники, боеприпасов и топлива. Вражеские солдаты были полностью подавлены, вера в непоколебимость Третьего Рейха гасла как свеча на ветру.
8 мая 1945 года: «Есть слухи, что Германия сложила оружие. Но это пока только слухи… Пал Дрезден, взята Прага. Неужели победа близка».
«Среда. Как-то не верится, но это правда… В 23.01 часа по европейскому времени прекратились военные действия. Кончилась война. Да здравствует жизнь!!! Что сейчас происходит в тылу словами не передать. Все обнимаются, танцуют и веселятся», – так ликовало сердце Ивана Лягуна на строчках дневника вместе с миллионами солдат-освободителей.
Указом президиума Верховного Совета 9 мая объявлен Праздником Победы. И правда, да здравствует жизнь.
Олег ЗУБОК.
Там написано до здравствует жизнь!!!!и правда! О правде забыли (( или умолчали (печаль.
Рейтинг комментария:+10