Для семьи Анисковец – бывших жителей г. Хойники – город Копыль Минской области стал второй родиной.
Чернобыль… Одного слова хватает, чтобы с болью вернуться в тот памятный 1986 год. В Хойниках мы жили по улице Колесника, дом 7, где сейчас проживают наши родственники.
Из воспоминаний моей мамы Нины Фёдоровны: «Этот день ничем не отличался от многих других: было очень тепло, цвели сады и ничего не предвещало беды. Обычное полусонное утро, когда организм ещё спит, а ноги сами доносят тебя до аудитории, где проходили курсы повышения квалификации агрохимиков в г. Речица.
Возвращаясь домой, в автобусе случайно услышала об аварии. Но тогда даже не могла предположить, что эта чернобыльская беда «чёрным крылом» опуститься на родные Хойники, разделит жизнь и судьбы многих белорусов на «до» и «после».
Информации в газетах и по телевидению немного, но ясно, что случилось нечто ужасное. Всё происходящее обсуждали долго и горячо с родственниками и друзьями, но ни к каким внятным выводам так и не приходили. Не могли также понять и связать между собой два противоречивых факта: зачем разрешили проведение первомайской демонстрации в городе, но без детей? С одной стороны, демонстрация – значит, опасности нет, с другой, эвакуация населения из пределов 30-километровой зоны – значит, катастрофа и, судя по всему, страшная…».
Жизнь каждой семьи без исключения была наполнена нескончаемыми заботами, прежде всего связанными со здоровьем детей. После аварии родители отправили нас к маминому брату в деревню Дуброва Могилёвской области, ещё тогда не зная, что и эта часть Беларуси также пострадала от взрыва на Чернобыльской АЭС. А сами продолжали смело ходить на работу. Отец ещё долгое время вместе с другими мужчинами из строительной бригады МПМК-63 оставался в загрязнённой местности. Они в д. Бабчин перекрывали крыши и накрывали колодцы, чтобы спасти питьевую воду от радиоактивного заражения, не зная тогда, что жители Бабчина больше никогда не вернутся в родную деревню. А мама работала в агрохимической лаборатории д. Судково и проверяла на радиацию продукты питания и корма.
Когда случилась авария на Чернобыльской АЭС, мне ещё не исполнилось и трёх лет, а моему брату было восемь. Не знаю, какой игрой памяти вызвано, но я помню, как в конце июня нас вместе с мамой отправили в санаторий «Лётцы», что под Витебском. Возле автобусов при расставании раздавался крик, плакали дети и взрослые. Провожал нас и папа, стоял и смотрел на автобусную колонну глазами, полными слёз.
В двадцатых числах августа мы вернулись домой, но жизнь так и не вошла в привычное русло, потому что каждое лето нас забирали на оздоровление, постоянно проводили обследования. Оставаться здесь родители не могли, опасаясь за наше здоровье, решили покинуть родные Хойники, где после чернобыльской катастрофы пришлось прожить ещё пять лет, до лета 1991 года.
– Даже сейчас, хоть прошло уже много лет с того дня, как мы покинули родной дом, иногда охватывает невыносимая грусть, а на душе становится очень тоскливо, – говорит мой отец Григорий Александрович. – Много пришлось поколесить по просторам бывшего СССР: Ильичевск, Николаев, Одесса (теперь уже независимая Украина), а также по населённым пунктам сегодняшней Беларуси – Гродно, Барановичи, Несвиж и Копыль, который и стал для нас второй родиной. Здесь начали жизнь заново: вселились в новую квартиру, пошли в новую школу, обрели новых друзей и ещё много чего было нового и неизведанного…
Конечно, вначале было нелегко: у копылян было непонимание – почему приехали сюда, почему им что-то дают, называли нас «чернобыльцы». От этого на душе становилось ещё грустнее. Но постепенно со временем стали понимать, что не от хорошей жизни мы сюда переехали, стали интересоваться, спрашивать. Были и такие, кто сначала переехал в Копыль, а потом вернулся назад. Так и в нашем доме из четырёх семей остались мы и семья Эдуарда и Ольги Мастицких. И каждый год 26 апреля мы смотрим белорусские телеканалы, точно зная, что увидим родные места. Периодически возвращаемся в Хойники и Брагинский район – на Радуницу. Эти края приняли на себя самый сильный удар после катастрофы на Чернобыльской АЭС. Однако жизнь здесь не остановилась, города активно развиваются, здесь по-прежнему живут наши родные и друзья. Порой приезжаешь, смотришь – чужие люди, только когда называют фамилию, начинаешь припоминать. Вот так и я, восьмилетняя девчонка, уезжая на чужбину из цветущего города, запомнила свои родные Хойники раз и навсегда…
Татьяна БОХАН,
заведующий отделом по основной деятельности
районной газеты «Слава працы», г. Копыль.