21 ноября Президент Беларуси Александр Лукашенко пообщался со студентами, преподавателями и выпускниками Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка.
«Я обещаю, что мы в ближайшее время добавим скорости Министерству образования», — сказал Президент. В этой связи Александр Лукашенко назвал неправильной ситуацию, когда вопросами реформирования и совершенствования образовательной сферы занимается лично Президент, а профильное Министерство образования, идеологи и другие ответственные за эту сферу недорабатывают. «Подстраховываясь, я все больше и больше опираюсь на ректоров вузов», — отметил белорусский лидер. Говоря о совершенствовании сферы образования, Александр Лукашенко напомнил, что уже не раз говорил о том, что речь не идет о каких-то реформах. «Но это касалось организационной части — правил приема в вузы, общей структуры наших образовательных учреждений. Что греха таить, и здесь еще осталось немало проблем. Поэтому не в качестве реформы, а в качестве совершенствования процесса образования в школах, вузах и т.д. мы очень серьезно еще раз (думаю, в начале или середине будущего года) вернемся к вопросу образования и рассмотрению проблем в этой сфере. Будем делать это очень взвешенно», — заявил Президент.
«Новое хорошо тогда, когда оно основано на фундаменте старых знаний», — подчеркнул глава государства.
ПРОБЛЕМУ ПРЕСТИЖА ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ ТОЛЬКО ПОВЫШЕНИЕМ ЗАРПЛАТЫ НЕ РЕШИТЬ
Проблему престижа профессии учителя только повышением зарплаты не решить. Об этом 21 ноября заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко на семинаре со студентами, преподавателями и выпускниками Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка.
Глава государства обозначил важный блок проблем, который стоит сегодня перед белорусским обществом, — повышение престижа профессии учителя. «Зарплатой здесь все не решим. Многие факторы влияют на то, что статус наставника сегодня недопустимо низок, играет свою роль в том числе и современная культура, — сказал Александр Лукашенко. — Вспомните, как много прекрасных книг и фильмов об учителях и школе создавалось в советские годы. Но сейчас писатели, сценаристы, режиссеры предлагают нам совсем других героев. А ведь это формирует общественное мнение не в пользу учителя».
Еще один сопутствующий фактор — текучесть кадров. Президент обратил внимание, что далеко не все абитуриенты пришли в педагогический вуз, чтобы связать свою жизнь с учительством. «Для кого-то это просто получить диплом о высшем образовании. Они отрабатывают положенные два года, а потом уходят из профессии. А некоторые вообще, проучившись в вузе год-полтора, уходят, потому что понимают, что не туда попали. Вы знаете, лучше пусть раньше уйдет, через год-полтора, чем потом, получив образование, бросить свою профессию», — отметил глава государства.
ЯЗЫК НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРИЧИНОЙ РАЗДРАЯ В ОБЩЕСТВЕ
«Я ненавижу националистов, потому что это радикальные люди, которые обязательно, как в Украине, приведут к катастрофе в обществе. Я их как-то пытаюсь держать на привязи, чтобы они не сорвались и не наломали дров, — сказал глава государства. — Они ведь процесс беларускай мовы — роднай, сакавітай (это действительно так) — превращают в предмет раздрая в обществе, чего быть не должно. Язык не должен быть предметом, поводом и причиной этого раздрая».
Александр Лукашенко при этом отметил, что речь не идет о националистах в хорошем смысле слова, которые любят Беларусь и свой родной язык.
В БЕЛОРУССКИХ ВУЗАХ ДОЛЖНО БЫТЬ БОЛЬШЕ ПРАКТИКИ
По словам Президента, только окунувшись в реалии своей профессии, будущий специалист поймет, на правильном ли он пути. «Попал не туда — уходи с первого курса. Переходи на другую специальность и учись. Если попал туда, то на практике должен освоить то, чем живет современный аграрный сектор, производственный, авиационный и так далее», — подчеркнул глава государства.
Он обратил внимание, что даже по таким специальностям, которые связаны с работой в поле, обучают в аудиториях. «Чему вы там их научите? Мало того, что у нас аграрная наука и преподаватели (это касается и других сфер в разной степени) отстали от современной жизни? Коль отстали — давайте в поле. Там мы на практике продвинулись дальше. К нам приезжают, изучают опыт», — сказал Президент.
Обращаясь к студентам педагогического вуза, Александр Лукашенко призвал их к терпению. «Надо уметь терпеть. Первые шаги не всегда просты, и нельзя делать скоропалительных выводов. Всегда в жизни, это мой вам совет, надо научиться находить позитивное. Это тоже очень важно», — отметил Президент.
ОСОВРЕМЕНИТЬ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛАХ И ВУЗАХ
Глава государства выразил недовольство тем, как выполняется данное им поручение изменить программы вузов, не говоря уже о школах. «Что мы заставляем в силу необходимости по программе изучать в школе? Половина — хлам. Ненужный абсолютно для жизни детей. Поэтому я потребовал, чтобы программы были изменены. Что-то изменили, но все равно это не то. Поэтому я часто критикую Минобразования, что мы не соответствуем реалиям, которые у нас сегодня есть», — сказал Президент.
«Это не значит, перечеркнуть все прошлое и создать то, чего мы еще не осмыслили. Или заменить все прошлое, хорошее тем, что мы еще не осмыслили на сегодняшний день. Это опасно, можем не туда зайти. Но приспособиться к современной жизни обязательно надо. Это не сделано», — подчеркнул глава государства.
СИСТЕМА ОТБОРА АБИТУРИЕНТОВ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ТРЕБУЕТ ИЗМЕНЕНИЙ
«Все мы понимаем, что учить детей должны лучшие. Те, кто служит хорошим примером, кто пользуется заслуженным авторитетом у родителей и учеников. И, что более важно, воспитывать подрастающее поколение может только человек, имеющий определенный духовный багаж и четкие моральные установки», — сказал глава государства.
По мнению Президента, привлечение в профессию лучших выпускников школ должно быть делом не только приемных комиссий педагогических вузов, но и заботой районных и городских отделов образования, а также самих школ. «Нужно как можно раньше находить и поддерживать ребят, которые чувствуют в себе призвание, мечтают стать учителями. Тогда в вузы будут приходить мотивированные абитуриенты», — отметил Александр Лукашенко.
Президент считает, что стоит подумать и над тем, чтобы ограничить набор на платную форму обучения, а возможно, и на бюджетную. «Необходимо готовить ровно столько педагогов, сколько требуется стране, и отбирать только тех, для кого работа с детьми — мечта, а не способ решить какие-то свои сиюминутные проблемы», — подчеркнул глава государства.
В БЕЛАРУСИ ОПТИМИЗИРУЮТ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ
Александр Лукашенко отметил, что проблемы системы образования будут рассмотрены в ближайшее время на его уровне.
«Я уже зарекался, что мы ни в коем случае больше не будем реформировать образование. Потому что дореформировались в свое время до того, что пришлось все ломать, переворачивать и возвращать все лучшее, приспосабливаясь к хорошему современному, — сказал глава государства. — Думал, все, образование больше трогать не будем. Но ничего не получилось, потому что жизнь нас заставляла идти вперед, начиная от централизованного тестирования и заканчивая другими процессами. И я увидел, что мы просто отстаем в современных условиях от требований жизни».
Президент считает, что система образования сильно забюрократизирована. С учителей требуют отчетов, кроме планов урока, в три раза больше, чем основная нагрузка, всякой писанины.
«Мне докладывают, что этот вопрос решен. Посмотрим, решен ли. Но я почувствовал, что где-то что-то упускаем, не идем в ногу со временем», — отметил Президент. В этой связи была создана группа, которая занималась изучением проблемных вопросов в системе образования. По словам Президента, группа подготовила доклад, преподнеся все в лучшем виде. Александр Лукашенко отметил, что его это насторожило, а потому была создана вторая группа, чтобы еще раз вернуться к изучению проблем в школе и в вузе.
Глава государства обратил внимание на то, что сегодня мир находится в затяжной экономической рецессии. Это влияет и на Беларусь, поскольку страна с экспортно ориентированной экономикой. «Дополнительных средств мы не найдем, надо оптимизироваться, убирать все лишнее, экономить деньги», — сказал Александр Лукашенко.
ШКОЛА ДОЛЖНА УЧИТЬ МЫСЛИТЬ
«Первоочередная задача школы — закладывать знания, учить мыслить, помогать определиться в жизни. Готовы ли мы к этому, готовы ли наши учителя к этому?» — сказал Президент.
Глава государства подчеркнул, что ему хотелось бы, чтобы сегодняшняя встреча стала серьезным вдумчивым разговором, где каждый может поделиться своими мыслями, сомнениями и предложениями. «Вы знаете о моем отношении к школе, учителю. Дело здесь не только в том, что я сам в прошлом ваш коллега. Как глава государства я убежден, что образование — это действительно фундамент общества, пропуск для государства, для всей нации в завтрашний день, в будущее», — отметил глава государства.
«Наше будущее зависит от того, какими мы вырастим наших детей. Сумеем ли мы дать им глубокие знания, верные ориентиры в жизни, крепкий нравственный стержень? Вот в чем главный кардинальный вопрос», — считает глава государства.
Александр Лукашенко выделил несколько блоков проблем в образовании, на которые необходимо обратить особое внимание. Особенность современного мира — огромный объем знаний и океан информации. «То, что знания, навыки, технологии обновляются и меняются очень стремительно, это только половина проблемы. Но важно уметь выбрать главное, систематизировать все мнения, идеи и факты и сделать правильный вывод. Глубоко ошибается тот, кто думает, что чем больше он имеет источников информации, тем лучше понимает проблему. На самом деле, избыток противоречивой информации часто запутывает человека гораздо больше, чем ее недостаток», — обратил внимание Президент. Интернет приучает мыслить фрагментарно. «Дети часто умеют пользоваться современными техническими новинками лучше собственных учителей и родителей, но готовы ли они морально и интеллектуально к тому, чтобы выбирать из информационной лавины действительно ценное и нужное для своего развития? — сказал Президент. — Необходимо обучать ребенка работе с информацией, умению анализировать, сопоставлять, оценивать мысль логически. Многих наших детей надо учить общаться, жить в реальном мире с его реальными проблемами, искать пути решения этих проблем».
В новой технологической среде дети и молодежь ощущают себя естественно и комфортно. «Понятно, что и средства обучения должны соответствовать этой привычной среде, но возникает вопрос: каким в этих условиях должен быть школьный урок, учебник, дневник? Может, уже что-то нужно менять и менять кардинально?» — поинтересовался, обращаясь к аудитории, глава государства.
Александр Лукашенко отметил, что навряд ли во время сегодняшнего диалога будут найдены ответы на все вопросы, но подчеркнул: чем сложнее эти вопросы, тем важнее диалог и совместный поиск решения.
НЕТ — РАСПРОСТРАНЕНИЮ АЛКОГОЛИЗМА И СПАЙСОВ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
По словам Президента, современная молодежь сталкивается с большим количеством опасностей. В связи с этим он напомнил о словах великого педагога Антона Макаренко, который говорил, что каждый должен входить в жизнь, умея сопротивляться вредному влиянию, и нужно не оберегать человека от такого вредного влияния, а учить его сопротивляться. «Но не каждый школьник обладает силой характера, не каждый может найти занятие по душе. А отсюда проистекают все последствия от праздного образа жизни. Некоторые дети не приучены отвечать за себя и свои поступки, легко приобщаются к вредным привычкам. И это наша общая боль. Еще большую тревогу вызывают случаи употребления подростками наркотических веществ, распространения пьянства и алкоголизма среди молодежи», — заметил глава государства.
При этом Александр Лукашенко констатировал, что адекватных мер реагирования на соответствующие процессы и угрозы в мире пока нет, а потому нет возможности рассчитывать и на некий зарубежный опыт, так как во многих странах, которые принято считать цивилизованными, ситуация еще хуже.
Президент рассказал, что в Беларуси, насколько это возможно, ведется борьба с этими угрозами, и особенно с распространением наркотиков и так называемых спайсов. «Это страшное явление. Недавно мне министр внутренних дел доложил о раскрытии международной преступной группы, центр которой, к сожалению, был в Беларуси. Там, наверное, десятка два арестовали, — рассказал глава государства. — Они завозили, изготавливали, распространяли и создали группу на принципах специального жанра: друг с другом не контачили, и вычислить их было очень сложно».
«Но это уже свершившийся факт. Мы бьем, что называется, по хвостам», — констатировал белорусский лидер. Президент в этой связи также добавил, что только за последнее время от употребления спайсов умерли более десятка молодых людей.
БелТА.