Кто чаще других попадается на удочку киберпреступников? Психологический портрет

Новости страны

За 2020 год в Гомельской области зарегистрировано 3394 преступления по линии кибербезопасности, их число выросло за последний год почти в два раза.

При этом раскрываемость таких дел невысокая – часто мошенники работают из-за границы, куда и перечисляют украденные деньги, после чего меняют IP-адрес, найти их практически невозможно. Удельный вес оконченных производством дел – 14,5%. 

И такая ситуация практически по всей Беларуси. Но это сухая статистика, за которой стоят конкретные жертвы мошенников. Кто они? Пенсионеры, студенты, люди средних лет? Мужчины или женщины? Кто чаще попадается на уловки кибер­преступников, выясняли с областной прокуратурой. 

А типичные ошибки обманутых обсудили с заместителем декана кафедры психологии и педагогики ГГУ имени Ф. Скорины Степаном СТАНИБУЛОЙ.

Интим предлагать. Дорого

Схема. Все чаще в интернете появляются мошенники, которые взламывают личные сообщения в соцсетях, находят там интимные или обнаженные фото и видео пользователей, которые они отправляют друг другу. Дальше все просто. Владельцу этих пикантных материалов предлагают сделку: вы покупаете – мы удаляем, и никто больше об этом не узнает. Шантаж? Откровенный. Но большинство пользователей соглашается на такой уговор, потому что стесняется идти с заявлением в милицию. Есть еще один вариант: бывает, что отправители фото – несовершеннолетние, тогда они вдвойне не защищены: боятся говорить родителям или вообще не знают, что это преступление. 

Пример.

В мае прошлого года жителю Жлобинского района, 1983 года рождения, пришло письмо с незнакомого аккаунта в социальной сети «ВКонтакте». Мошенник, зарегистрированный под именем Вероника, угрожал распространить фотоснимки интимного характера его жены. Молодой человек хотел сохранить в тайне личные материалы. В ответ преступник предложил заплатить ему 2000 рублей за молчание. Уголовное дело возбуждали по части первой статьи 208 Уголовного кодекса, но уже осенью его при­остановили из-за невозможности установить обвиняемого.

Что делать.

Люди порой сами не понимают, как подкидывают в руки преступникам легкие деньги. Социальные сети – одна из самых простых площадок для взлома, кибератакам они подвергаются очень часто. Поэтому тщательно фильтруйте информацию, которую отправляете своим собеседникам. Даже в личных сообщениях.

Все допросы – только лично

Схема. В последнее время «банковские сотрудники» переместились в Viber. У них уже есть целый набор рабочих схем. Например, звонят и вежливым голосом сообщают о киберугрозе, нависшей над вашим счетом, узнают личные данные и снимают с карточек деньги. Более того, некоторые выпытывают у пострадавших, нет ли у них вкладов в других банках и предлагают защитить от хакерских атак и их тоже. Есть преступники, представляющиеся работниками службы безопасности. Во время разговора они якобы переключают звонок на правоохранителя, который убедительно рассказывает о том, что проводится служебное расследование по факту хищения сотрудником банка денег со счетов клиентов. Просят не звонить в банк, потому что это якобы может препятствовать проведению расследования. И даже пугают уголовной ответственностью. После убеждают установить приложение AnyDesk, которое дает доступ к счету клиента для перевода средств. Вам, конечно же, соврут, что это нужно для блокировки счета или для подстраховки.

Пример. Ноябрь прошлого года. Жительнице Калинковичей, 1973 года рождения, позвонил якобы сотрудник банка. Женщине рассказали легенду о том, что с ее счета хотят незаконно перечислить деньги на другой счет, поэтому срочно нужно спасать средства. Для этого мошенники предложили назвать данные и банковские реквизиты ее карты. В спешке испуганная жертва назвала все интересующие преступников цифры. Дальше – дело техники: со счета калинковчанки похитили более 11 тысяч долларов США. Уголовное дело возбудили по части четвертой статьи 212 Уголовного кодекса. Но и здесь производство приостановили, потому что определить преступника оказалось невозможно.

Что делать.

Не берите трубку в Viber, когда вам звонит контакт с логотипом банка. Если уже начали разговор с «банковским работником», то не сообщайте ему свои личные данные, реквизиты и номер карты. Объясните, что у вас нет времени или скажите, что перезвоните в банк сами. Помните, что и правоохранители не проводят никаких расследований по телефону, поэтому не бойтесь угроз об уголовной ответственности и смело кладите трубку.

Купальник для золотой рыбки

Схема. Недавно по всей Беларуси прокатилась волна фишинговых преступлений – свои сайты мошенники маскировали под порталы известных торговых интернет-платформ. Обычно они выглядят очень реалистично, многие не замечают подмены. Оформляют заказ или покупку онлайн, заполняют поля поддельного сайта, после чего данными карты пользуются преступники. Сейчас таких случаев гораз­до меньше, и все же находятся пользователи, попадающиеся на эту уловку. Случается, что белорусы сами выставляют товары, а псевдопокупатели предлагают написать банковские реквизиты, чтобы перечислить деньги. На самом же деле они в итоге пользуются этими данными в своих меркантильных целях.

Пример. Житель Светлогорска, 1978 года рождения, прошедшим летом решил купить женский купальник через мессенджер Viber. Там он списался с лжепродавцом, который прислал ему ссылку для оплаты заказа. Нужно было ввести номер карты и другие персональные данные. Все бы ничего, только ссылка оказалась фишинговой, то есть ложной. Все банковские реквизиты, которые ввел мужчина, преступник использовал в личных целях. Купальник получился «золотым» – в день покупки с карты жертвы списали 12560 рублей. Уголовное дело, конечно же, возбудили по части третьей статьи 212 Уголовного кодекса. Но через пару месяцев дело при­остановили – как и в предыдущих случаях, выяснить личность преступника не получилось.

Что делать. Для оформления заказа на большинстве порталов требуется не больше, чем просто номер карты. И уж тем более не нужен CVC-код для того, чтобы покупатель оплатил ваш заказ – для перевода на ваш счет ему понадобится только минимальный набор платежных данных: номер карты и ФИО.

Комментарий психолога

Для всех описанных случаев подходит одна и та же модель поведения преступника и жертвы, несмотря на возраст, пол и конкретную ситуацию.

Преступники владеют формами и методами психологического манипулирования и запугивания. Они ищут «болевые точки» жертвы, на которые впоследствии искусно давят. 

В свою очередь жертва – это человек, находящийся в эмоциональной ситуации, когда критичность мышления снижается. Чтобы уменьшить этот эмоциональный накал, людям необходимо совершить некое действие, которое нивелирует чувство паники и тревоги. Что они и делают, становясь пострадавшими.

КСТАТИ:

Мошенники меняют схемы и манипуляции обмана белорусов практически каждый месяц – их можно назвать профессиональными психологами. Сначала просили дать позвонить на улице, а за это время списывали с карты деньги, после придумали подставные сайты торговых интернет-площадок, сейчас все чаще звонят и представляются работниками банков.

Обычно преступники умеют втереться в доверие и убедить жертву: это такие же, как и мы, белорусы, понимающие наш менталитет и не оторванные от жизни реальной. Заговаривают зубы они мастерски: на удочку кибермошенников попадались даже сами работники банков. Поэтому будьте внимательны и взвешивайте каждой слово, сказанное незнакомому собеседнику.

Статистика показывает: жертвами чаще становятся люди среднего возраста. Работники прокуратуры связывают это с тем, что люди данной категории уже умеют пользоваться гаджетами, но не на таком продвинутом уровне, как молодежь. Пенсионеры реже выходят в интернет, поэтому меньше подвержены подобным атакам. А вот молодые люди перепроверяют и защищают свою информацию надежнее других. Кстати, зачастую киберпреступниками становятся именно подростки, отлично разбирающиеся в современных технологиях. 

Источник: gp.by



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *