Это наша земля. Нам здесь жить
Уже не одно десятилетие в годовщину аварии на ЧАЭС Президент Беларуси посещает регионы страны, наиболее пострадавшие от чернобыльской катастрофы. Внимание Главы государства к восстановлению и развитию этих земель, улучшению жизни людей не ослабевает. Нынешняя чернобыльская поездка Президента началась с облета Гомельщины на вертолете. Субботу он провел на наровлянском участке Полесского государственного радиационно‑экологического заповедника. Дальнейшее развитие чернобыльских территорий Александр Лукашенко видит так:
— Мы должны за счет юга Беларуси добавить в самой Беларуси. Это наш резерв, на который мы не обращали внимания. Пришло время однозначно определиться и поднять эти земли. Если это не сделаем мы, нынешнее поколение, никто не сделает еще 35 лет.
Рабочая поездка Главы государства по Гомельской области продолжилась в понедельник. Президента в день 35‑й годовщины трагедии на Чернобыльской АЭС ждали в Брагине — самом близком к атомной электростанции белорусском райцентре.
— Чего бы нам ни стоило, мы должны сделать все, чтобы, возродив эти земли, вдохнуть в них настоящую жизнь.
Зеленый город
Несколько слов о Брагине. Этот городской поселок с населением почти в 4,5 тысячи человек заметно похорошел. Председатель Гомельского облисполкома Геннадий Соловей доложил: населенный пункт благоустроили еще три года назад. Сделано немало. Реконструировали местный парк, соорудили красивую и удобную для всех входную группу, сценическую и воркаут-площадки, открыли культурно-спортивный центр, отремонтировали памятник советским танкистам, установили 13 памятных знаков-стел Героям Советского Союза и Социалистического труда, в честь земляков, прославивших свои родные места.
А еще переоборудовали здание бывшей аптеки под школу искусств. Кстати, и медицинское обслуживание здесь на уровне. Белорусский лидер похвалил:
— Центр поселка идеален.
Тут же прозвучало поручение — Брагин и ему подобные небольшие населенные пункты нужно благоустраивать по примеру городского поселка Копысь в Оршанском районе. Алгоритм действий, который позволит создать комфортные условия, таков: четко определить востребованные под частное жилищное строительство земельные участки, благоустроить вокруг них территорию. Александр Лукашенко уверен, что если к вопросу подойти основательно, оборудовать к подобным участкам подъездные пути, инфраструктуру, то это будет востребовано:
— В Брагине это однозначно надо делать. Для такого поселка, как Брагин, идеально: центр есть, куда люди могут прийти, заняться спортом. Домики аккуратные, приведены в порядок. Надо поддержать наши 5—6 южных районов — это подбрюшье белорусское. Нельзя бросать эти земли. Как эти земли защищать, если тут людей не будет?
В озеленение Брагина Глава государства внес и свою лепту. Вместе с местной молодежью поучаствовал в закладке Аллеи Памяти, посвященной 35-й годовщине аварии на ЧАЭС, собственноручно высадив клен.
С молодежью потом Президент общался еще долго, говорили о многом.
— Вы же местные? — поинтересовался он. — Вот твоя точка зрения, здесь нормально для людей, чтобы и спортом заняться, и культурно отдохнуть?
После этого вопроса Александр Лукашенко еще не раз услышал о том, насколько изменился райцентр. Обратил внимание на появившееся в городском поселке футбольное поле и высказал пожелание: здесь должна быть хорошая футбольная команда.
— На таком поле и играть просто приятно! — мотивировал ребят Президент. — В каждом районном центре должна быть команда. Всё переживают, что у нас нет идеологической работы. Вот она — самая главная идеология. Когда будет играть своя команда, то в этом пятитысячном поселке 500—600 человек придут сюда, молодежь, поболеть за свою команду.
По мнению белорусского лидера, возрождать команды нужно и в агрогородках. Ведь в советские времена соревнования проводились даже на внутрирайонном уровне.
— Тогда будет за счет этой массовости развиваться футбол. Вот это и будет хорошая материальная база нашей идеологии, один из элементов, — акцентировал Президент, отметив, что «болтовней молодежь не подтянешь».
Спасали без страха и сомнений
Глава государства остановился у недавно появившегося в парке знака в память о 35-й годовщине катастрофы на ЧАЭС. А затем у еще одного символического места в Брагине — бюста Василию Игнатенко на центральной площади. После возложения цветов прошел митинг-реквием в память о тех, кто ценой своей жизни сражался с огнем, оказывал первую помощь на месте аварии, а позже возводил защитный саркофаг.
Немногие, наверное, знают, что в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС участвовали 115 тысяч белорусов. Среди них и уроженец ныне отселенной брагинской деревни Сперижье Василий Игнатенко. Благодаря слаженным действиям его отделения пожар на кровле 4-го энергоблока атомной станции был полностью ликвидирован. А нашему земляку посмертно было присвоено звание Героя Украины.
— Он вошел в историю как командир, показавший личный пример мужества и смелости при выполнении сложной боевой задачи, как сильный духом человек, который, невзирая на полученные ожоги, спасал своих товарищей. Он знал, что он умрет. Но он боролся, — отметил на митинге Александр Лукашенко.
Подвиг героев-чернобыльцев потряс мир. И дело даже не в том, что эти люди работали на пределе своих возможностей и сделали все, чтобы минимизировать угрозу, а в том, что они, как сказал Президент, сознательно жертвовали собой во имя жизни других и спасли от еще большей трагедии европейский регион:
— Они знали, что работать придется в условиях смертоносного воздействия радиации, что велик риск очередного взрыва, и тем не менее шли на объект и выполняли свой долг. Без сомнений и страха, в едином строю, подставляя друг другу плечо, так, как всегда это делали советские люди. Если бы не мужество, преданность долгу и самоотверженность этих людей, масштабы чернобыльской аварии были бы гораздо больше.
Участники митинга почтили память ликвидаторов минутой молчания.
Важный урок
Чернобыльская авария признана самой крупной техногенной катастрофой в истории человечества. В зоне поражения оказались более 20 стран. Но главный удар приняла на себя Беларусь. Не мы строили эту станцию, не мы ее эксплуатировали, не по нашей вине случился этот взрыв. Но для белорусского народа случившееся стало настоящим бедствием — экологическим, экономическим, социальным. Цифры и факты говорят сами за себя. Более трети всех радиоактивных выпадений заняли почти четвертую часть территории Беларуси. А это около четверти лесного фонда, более 100 месторождений сырья и минералов, 265 тысяч гектаров плодородных земель и 340 промышленных предприятий. Суммарный ущерб составил почти 33 бюджета республики 1985 года.
Иными словами, уточнил Президент, 33 года мы могли бы спокойно жить за счет этих денег. Но страна вынуждена была их отвлечь на ликвидацию последствий катастрофы. Что же касается ее влияния на здоровье людей, то здесь истинные масштабы случившегося до сих пор до конца неизвестны.
Весной 1986-го в нашу жизнь вошло страшное понятие «зона отчуждения», сказал Глава государства:
— Мы в одночасье узнали, что на этой земле нельзя было сеять и собирать урожай, нельзя было приносить домой дары лесов, потому что они таили опасность, в реках нельзя было купаться и ловить рыбу, а в деревне тогда было опасно жить. В мирное время мы узнали, что такое боль потери родной земли. Остановилась жизнь почти в полутысяче населенных пунктов. Более 300 тысяч человек потеряли свои дома.
В столь сложное время, вспоминает Президент, многие советовали нам закрыть эту часть страны на замок:
— Но чернобыльский удар, наоборот, сплотил белорусов в стремлении сохранить этот край и сделал нас сильнее. Мы вспомнили урок, завещанный нашими отцами и дедами: никогда не сдаваться и не вставать на колени!
Время — лучший судья
Именно поэтому белорусский лидер каждую весну в эти памятные дни и посещает пострадавшие регионы:
— Чернобыльская катастрофа прошлась катком по моей судьбе, как и по многим судьбам стоящих здесь людей. Тогда вы думали о себе, своей судьбе, будущем, а мне пришлось думать не только о вас — о стране, об огромной территории. И самое тяжелое для меня было тогда — принять решение, что мы отсюда не уйдем.
Я делал все как человек и Президент, чтобы убедить вас, что нельзя отдать этот прекрасный край.
В итоге даже в нищенские 1990-е годы государство находило деньги на помощь пострадавшим людям, на оздоровление и строительство новых домов для отселения, на научные исследования и возведение специализированных медицинских центров, на восстановление загрязненных районов.
Время — лучший судья. И оно доказало правильность принятого тогда решения. В этом легко можно убедиться, глядя на зеленые, уютные и комфортные полесские города и поселки.
— Мы будем делать все для того, чтобы населенные пункты были в таком вот хорошем состоянии, — заверил Александр Лукашенко, приведя в качестве примера Брагин.
— Здесь будут жить люди — и будут жить хорошо. Мы для этого сделаем максимум. Мы должны создать такую программу, чтобы этот регион получил серьезное развитие. Чтобы люди понимали, где они будут жить и как они будут жить. Чтобы люди понимали, где они будут работать и что это будет за работа.
По словам Президента, не только в Брагине и рядом, но и в зоне заповедника необходимо создать современные прибыльные производства, от которых была бы польза. Это прежде всего лесовосстановление, лесозаготовка и деревообработка. А значит, нужны предприятия, которые будут перерабатывать эту продукцию, подобно мощнейшему комбинату в Светлогорске. Для сельского же хозяйства построят современные роботизированные животноводческие комплексы. Местная власть получит поддержку в этом вопросе, пообещал Глава государства:
— Как и у вас, так и у меня в моей судьбе, в моем сердце — Чернобыль. Тяжелая история, но время выбрало нас — сделать все, чтобы возродить эти земли. И вы знаете, что развитие региона, создание условий для жизни и работы людей все это время у меня на контроле. Так будет всегда.
Все, что нужно для жизни
Итак, стратегия по возвращению чернобыльских земель к обычной жизни определена. О тактических решениях говорили на совещании в Брагинском райисполкоме, на которое пригласили всех руководителей пострадавших районов. Обсуждали глобальную программу возрождения и развития этих территорий. В первую очередь речь шла о вовлечении в оборот земель Полесского государственного радиационно-экологического заповедника и вокруг него.
— Мы должны выработать, я ее так понимаю, завершающую, окончательную программу возрождения этих земель, — заявил Александр Лукашенко. — Почему сейчас назрела такая необходимость и даже возможность? Потому что мы прожили 35 лет после чернобыльской катастрофы и на практике поняли, каким путем нам надо не то что идти, а восстанавливать жизнь.
И если поначалу, в первые годы после катастрофы, многое было еще непонятно и незнакомо даже для специалистов, сообща удалось сделать главное — спасти людей и земли.
— Прошло 35 лет, мы видим, что плохо, от чего надо уходить и что надо делать, чтобы решить главную задачу. А главная задача для нас — возродить эти земли. Эта программа должна быть программой возрождения земель, целью которой должно явиться восстановление того уровня, как было до Чернобыля. С некоторыми особенностями, — подчеркнул Глава государства.
Не надо, к примеру, стремиться восстановить небольшие деревни. В центре внимания — районные центры и агрогородки. Там будут жить люди, у них должна быть работа и все, что нужно для жизни. Но первым делом предстоит высадить лес на свободных площадях, а их немало. Естественно, нельзя забывать и про сельское хозяйство.
— Юг нашей страны — мы должны подумать, что будем делать, — ставит задачу Александр Лукашенко. — Вплоть до того, что, как мы когда-то планировали, из Житковичей железную дорогу бросить до Ельска, закольцевать. Сейчас посчитаем, если она хотя бы за 10—12 лет окупится, это надо делать, чтобы вовлечь этот регион. Ну и другие дороги надо подтягивать. Словом, надо восстанавливать район, определиться, где будут жить люди. Мы должны понимать, какие предприятия там построить, какие будут рабочие места.
Президентом поставлена задача уже к сентябрю выработать соответствующую программу и незамедлительно приступить к ее выполнению.
Задачи на пятилетку
К слову, пять государственных чернобыльских программ уже реализованы. В возрождении жемчужины нашей Беларуси — Полесья — удалось достичь огромных успехов, но предстоит сделать еще больше, акцентировал Александр Лукашенко:
— Я твердо знаю, что вместе мы эти задачи сможем решить.
Мы сделаем все, чтобы в ближайшем будущем след техногенной катастрофы остался лишь в исторических хрониках и памяти о героях-ликвидаторах.
Предстоящие пять лет белорусский лидер считает определяющими для развития пострадавших регионов:
— Наше поколение, следующее за мной поколение наших детей понимают, что такое Великая Отечественная война, хотя мы не воевали. Мы это хорошо знаем. Наши дети знают. А вы уверены, что дети наших детей будут так же остро ощущать эти проблемы? Как показали последние события конца прошлого года — не все.
Поэтому если мы чернобыльскую проблему не решим в течение пяти лет, не определимся, что будем делать в будущем, особенно в эти пять лет на этих землях, никто не решит. Боль уйдет. Из наших судеб уйдет Чернобыль. Останется ли в жизни, сердцах и судьбах наших детей и внуков эта боль, сказать трудно. Поэтому чего бы нам ни стоило, мы должны сделать все, чтобы, возродив эти земли, вдохнуть в них настоящую жизнь.
В этом, по словам Президента, главная цель его приезда нынешней весной в чернобыльские районы. Александр Лукашенко признался, что до слез больно осознавать, что эти земли могли бы остаться неухоженными и вообще исчезнуть:
— Но еще больнее для меня, что уходит время, и ты не успеваешь сделать то, что должен сделать на этой земле. Поэтому наша задача в предстоящей пятилетке — выдержать все нападки (со всех сторон, вы видите, нас пытаются не просто зажать, но покусать, погрызть и порвать), выстоять и возродить эти земли, на которых вы рискнули остаться жить и рождать детей.
Глава государства не скупился на слова признательности и благодарности мудрым, добрым и трудолюбивым полешукам:
— Вы не понимаете, какой подвиг вы совершаете, проживая здесь, возрождая земли и взращивая детишек. Низкий вам поклон, огромная благодарность. Мы сделаем все, чтобы этот край возродить.
Разговор родных людей
Участвовать в этом Александр Лукашенко призвал и местных жителей, которые обступили Главу государства на брагинской площади Ленина. Белорусский лидер услышал в свой адрес много теплых слов, получил в подарок вышивку с ангелом-хранителем. «В кабинет!» — распорядился Президент. А полешуки тем временем продолжали благодарить. В том числе за внимание, которое Президент уделяет чернобыльским районам:
— От всех жителей нашего района низкий вам поклон за то, что вы сохранили любимую, не отдали нашу республику, сохранили мир. Вы для нас — не только наш Президент, вы — мужественный, стойкий и храбрый человек. Мы восхищаемся вами. И мы всегда вас поддерживали. А вашу поддержку мы ощущаем во всем.
В беседе с жителями Брагина Глава государства коснулся темы пандемии, вакцинации. Поднял и вопрос демографии. Любопытный факт: рождаемость в Брагине — одна из самых высоких не только в области, но и во всей Беларуси. Представьте: ее коэффициент здесь — 16 человек на 1000 населения. Для сравнения, в среднем по Гомельщине он не превышает десяти. Президент, впрочем, завел речь обо всей стране. Отметил, что такого социального пакета для детей и их родителей, как у нас, нет ни в одном, даже самом богатом государстве. При этом добавил:
— Самая большая проблема у нас — дети. У нас не хватает детей, а раз не хватает детей, значит, и населения. Нам надо миллионов 15. Даже и 20 Беларусь прокормит. Но пока имеем, что имеем. До десяти недотягиваем.
Высказался белорусский лидер и по общественно-политическим вопросам, призвав обсуждать и решать все проблемы мирно и спокойно:
— Собрались, обсудили, поговорили без драки. Потому что кому-то эта драка нужна. Кому-то нужен хаос (вы знаете кому) на этой земле. Живите мирно. Еще раз говорю: вы не пожалеете, что остались здесь.
Напомнил Глава государства о том, как в первые годы его президентства шла речь о создании Полесской народной республики, то есть о разъединении Беларуси на части. Говорил опять-таки в контексте катастрофы на Чернобыльской АЭС. Подчеркнул, что если бы это удалось, то ни о каком восстановлении чернобыльских земель речи бы не шло:
— Нам удалось сохранить эти земли только благодаря тому, что мы со всей страны собирали эти «чернобыльские деньги» и направляли их сюда.
Сейчас опять хотят пополам разделить Беларусь. Не получится! И даже без меня не получится. Все, мы уже поняли, что у нас есть своя земля и своя страна, и мы никому ее не отдадим.
Источник: sb.by
Фото БЕЛТА.