Храним и помним

Наши проекты

Музей истории Великой Отечественной войны

В Белорусском государственном музее Великой Отечественной войны побывала дважды.

И каждый визит – до мурашек. Эти снимки, личные вещи, макеты военной техники, оружие, оставленные на стенах записки… До мурашек.

Можно, конечно, с экспозициями музея ознакомиться и на официальном сайте учреждения. Но я искренне советую вам побывать там. И даже не один раз, и не пробегать все этажи за полчаса, а вдумчиво походить. Это мощное воспитательно-патриотическое воздействие.

Вот этих всех – неопределившихся, с левыми-правыми взглядами, неценящих и забывших – нужно туда, в музей. В эти залы, где фото расстрелянных, повешенных, где письма детей, где слова прощания, выцарапанные на стенах. Слишком быстро забыли. А забывать нельзя ни в коем случае!

Ольга БЕЛАШ.

Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

В студенческие годы мне удалось побывать в историко-культурном комплексе «Линия Сталина», который расположен недалеко от Минска.

Наверное, впервые в своей жизни испытала такие эмоции. Впервые увидела уникальную экспозицию военной техники под открытым небом, стрелкового оружия и авиации. Экскурсоводы в форме солдат и офицеров времён Великой Отечественной войны рассказали о любопытных фактах.

Побывала и внутри главного объекта музея – ДОТа, где воссоздан интерьер военного времени. В экспозиции имеются все виды окопов, траншей и противотанковых рвов различных профилей, окопы для орудий, металлические и проволочные заграждения.

Восстановлены два пулемётных ДОТа, командно-наблюдательный пункт. Уникальность «Линии Сталина» ещё и в том, что все экспонаты комплекса – настоящие: на многих из них сохранились следы пуль и снарядов. И все сооружения, которые здесь находятся, можно потрогать руками, спуститься в ДОТы, самим подержать оружие и даже пострелять из него холостыми патронами.

Виктория МОРОЗ.

Брестская крепость

Брестскую крепость знают, как место, где в июне 1941-го началась Великая Отечественная война. Об этом там напоминают голос Юрия Левитана, который звучит под Звездой, Вечный огонь, монументы, таблички в память о погибших воинах, захоронения солдат, полуразрушенные кольцевые казармы, дыра от снаряда в гарнизонном храме, бывшем солдатском клубе.

Пожалуй, это была самая трогательная экскурсия в моей жизни. Сердце начинает учащённо биться уже на входе. Тревожный вой самолётов, звуки жестокой бомбёжки и стрельбы, затем бой курантов и те самые слова: «Говорит Москва. 22 июня без объявления войны немецко-фашистские захватчики напали на Советский Союз…».

На площади Церемониалов, над руинами разрушенных зданий возвышается главный монумент мемориала – тридцатиметровое скульптурное изображение головы непокорённого советского воина. Рядом – стометровый штык-обелиск как символ непобедимости советского солдата. Чуть в стороне – скульптурная композиция «Жажда». В протянутой каске солдата – всегда живые цветы.

В центре площади – три яруса мемориальных плит, под которыми сегодня покоится прах 1022 защитников крепости. Известны имена лишь 276…

Там камни не просто говорят, они кричат. «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина. 20/VII – 41». «Умрём, но из крепости не уйдём». Что лучше может рассказать о героизме, преданности Родине и вере в победу людей, принявших первый бой в той чудовищной войне, чем эти надписи на стенах, выцарапанные из последних сил.

Брестская крепость… Место, в котором обязательно нужно побывать!

Елена СМУСЕНОК.

Мемориал «Хатынь»

Сначала я подумала, что будет сложно вместить свои впечатления в такой небольшой формат. Но когда села за написание, и в голове начали всплывать картинки, – просто хотелось молчать. Знаете, как говорят, ком в горле стал. Так вот и здесь «ком» не давал развернуться журналистскому перу.

В Хатыни такая тишина. Покой. И этот размеренный звук колокола… Что чувствует человек в этом месте? Что-то необъяснимое. Ты просто теряешь речь от всей этой ауры.

Не буду подробно рассказывать о комплексе: кто-то бывал в Хатыни, кто-то читал её трагическую историю, кто-то смотрел сюжет…

Лишь остановлюсь на скульптуре «Непокоренный человек». Это местный кузнец Иосиф Каминский. Обожжённый и раненый, он без сознания пролежал до ухода карателей, а когда пришёл в себя, то нашёл своего смертельно раненого сына. Мальчишка умер на руках отца… Извините… Сложно комментировать. Закончу фразой из репертуара «Песняров»: «В каждой нашей семье плачут малые дети Хатыни…»

Наталия РЕВЯКО.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *