В школах Беларуси с 1 сентября будет введена новая должность учителя – руководителя военно-патриотического воспитания. Об этом сообщил Министр образования Игорь Карпенко.
Мы решили «собрать» воспоминания хойничан о начальной военной подготовке в советских школах и вот, что из этого вышло.
– Этот предмет давал возможность ближе познакомиться с оружием. Автомат Калашникова разбирали и собирали на время. Отмечу, что у меня это хорошо получалось – всегда на пятёрку. Учились ходить строем на школьной придворовой территории, маршировали под песни, метали деревянные гранаты, изучали различные виды оружия и все воинские, морские и сухопутные звания. Уроки у нас проходили два раза в неделю. Всегда весело и интересно. А самые яркие воспоминания – походы с ночёвкой. Ну и конечно знаменитая военно-спортивная игра советских пионеров – «Зарница». Она ежегодно увлекала очень многих ребят! С ностальгией вспоминаю команды «Вспышка слева!», «Вспышка справа!», поиск пропавшего знамени и, конечно, рукопашную битву не на жизнь, а на смерть: сорвут один погон – ранен, два – убит. Помню, сначала были межрайонные соревнования, потом межобластные и областные. Мы ждали их с нетерпением.
На мой взгляд, стоит возродить этот предмет в школьной программе, потому что в его основе патриотизм, сплочённость, дисциплинированность. Особенно полезны занятия мальчишкам: благодаря полученным знаниям, им было легче во время службы в армии.
– Начальная военная подготовка – это своеобразный «Курс молодого бойца», который проходили все старшеклассники. Лично я осваивал армейскую науку с большим интересом. На занятиях преподавались теория ведения боя, устройство автомата Калашникова и ручных гранат, маскировка и укрытие, способы защиты от химического и ядерного оружия. Была практика в виде строевой подготовки, надевания противогаза на скорость и стрельбы в тире. Девушки изучали устройства связи и способы оказания медицинской помощи. Увлекательное время – десятидневные сборы и игра «Зарница». Помню, как делились на команды, нам выдавали карты, на которых был указан маршрут и цель. А вся прелесть была в том, что всё засекречено. Важно было показать сплочённость команды. Главное – тот дух, который нас всех объединял.
Мне нравилось маскироваться, бросать дымовые шашки и даже вставать по ночным тревогам. На занятиях НВП проверяли нашу выносливость, организованность, собранность.
Считаю, если у нас снова начнут грамотно и талантливо учить военному делу со школьной скамьи – это будет только на пользу.
– Урок начинался с построения, мы все выходили в длинный коридор, приходил военрук, давал команду «стройся». Построение и марширование мы все любили, да и в целом уроку военной подготовки были рады. В школе было подвальное помещение и там у нас проходили стрельбы. Каждый месяц нас проверяли как правильно оказывать первую помощь: как наложить шину, как правильно перебинтовать, как проверять пульс, дыхание и т.д. Для занятий мальчишки делали носилки, а мы шили специальные сумочки, чтобы класть туда всё необходимое для оказания первой помощи. Кроме того, учили названия лекарств и рекомендации к применению.
Думаю, урок военной подготовки нужный предмет. Он действительно сплачивал весь класс. Мне кажется, и сейчас бы школьников это увлекло. Для меня, к примеру, было азартом стремиться быстрее всех сделать что-то на время, тот же самый автомат разобрать. Хотя и прошло много времени с тех школьных времён, но с НВП у меня связаны самые хорошие воспоминания.
Записала Т. ЧЕКАН, студентка ГГУ им. Ф. Скорины.