От суворовца до вертолётчика

Тэрыторыя моладзі

Никита

АЛЫЕ ПОГОНЫ СУВОРОВЦА
Ему двенадцать. Он уезжает почти за четыреста километров от маминых пирожков и игр во дворе в Минск. Поступать в Суворовское. Здесь ждал строгий отбор – медицинский осмотр, психологическое собеседование, проверка физической подготовки и экзамены по математике и белорусскому языку. Но смышлёному и ловкому мальчишке удалось пройти серьёзный «кастинг» и «забронировать» себе местечко за партой и койку в спальне.
Первый день сентября 2009 года стал особенным – присяга. Он в заветной красивой чёрной форме с аксельбантами, белым ремнём и перчатками. Читает клятву. И получает свои первые алые погоны с буквами «СВВ». С того самого дня и начались недетские будни Никиты Резановича, окончившего 7 классов СШ № 3 г. Хойники.

КаДЕТСТВО
В 7 часов подъём. Зарядка – бег на дворе, невзирая на погоду. Умывание холодной водой. Застилают кровати, одеваются. Утренний осмотр – и дружный коллектив идёт на завтрак. С половины девятого и до трёх часов дня проводятся занятия. Потом обед. А дальше каждый день наполнен по-разному: различные беседы, военная подготовка, уроки этики или эстетики. Раз в неделю – уроки танцев: настоящий суворовец должен уметь танцевать!
Затем ребята готовятся к завтрашним занятиям, а после ужина, который в 20.00, у них личное время. Перед сном – вечерняя прогулка по территории училища. В 21.30 построение, а потом отбой. И так изо дня в день… Четыре года, до 2013-го.
В выходные можно пойти в увольнение, но для этого за неделю не должно быть оценок ниже семёрки. Никита учился хорошо, поэтому имел возможность гулять по Минску чуть ли не каждую субботу и воскресенье.
Он был командиром отделения. Поясню, что курс – это рота из четырёх взводов. Каждый взвод в свою очередь делится на отделения, вот в одном из них главным был Никита. В его подчинении находилось восемь человек. Во как – в двенадцать-то лет!
И в таком возрасте он уже держал в руках автомат и снайперскую винтовку. Ведь к привычным урокам математики, истории, биологии добавились дисциплины по профессиональной подготовке. Ребята часто бывали на полигонах. Как отмечает Никита, оружие в руках – огромная ответственность, но особых сложностей не будет, если понимать, как оно работает.
В училище курсанты ходят в повседневной форме цвета хаки, или как они говорят, цифровой. Всем знакомая суворовская форма с алыми погонами – парадная, надевают её только в увольнительные или на мероприятия вне училища. Например, на парад.

«КОРОБКА» БАРАБАНЩИКОВ
По традиции каждый год военный парад к Дню Независимости Республики Беларусь открывает именно строй барабанщиков-суворовцев. Это самые юные участники. Их 64 – получается так называемая коробка восемь на восемь. Подготовка к параду – труд многих дней и даже ночей. Здесь мелочей нет и не может быть. Каждое движение – взмах руки, поворот головы – должно быть выверено, отточено.
Готовиться к значимому событию суворовцы начинают уже с марта. Сначала у себя в училище – доводят до идеала строевую подготовку, учатся бить перебой. К слову, дело это непростое, требующее определённых музыкальных способностей. Затем начинаются гарнизонные тренировки – вместе с курсантами военных вузов и МЧСовцами. А накануне праздника проводятся две генеральные ночные репетиции на проспекте Независимости, уже с военной техникой.
Никита хорошо помнит своё участие в параде на четвёртом курсе. То чувство волнения, восторга и радости, когда чеканным шагом идёшь мимо десятков тысяч зрителей. Повсюду мелькают вспышки фотокамер, а ты, вытянувшись в струнку, до боли в шее поворачиваешь голову направо и вверх. Всё отработано до автоматизма. И до боли в ногах.
На память о торжественном марше у Никиты сохранилась парадная медаль и Благодарность за подписью Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.

ТУЯ И КАПСУЛА НА ПАМЯТЬ
Суворовские годы пролетели очень быстро. И вот он – выпускной. Эмоции переполняют. Звучит много тёплых слов и поздравлений. Ребята с девушками кружатся в вальсе. Затем им вручают аттестаты и нагрудные знаки об окончании Суворовского училища. Всё так радостно и в тоже время грустно. Ведь пришло время расставаться со своей кадетской семьёй.
Рота у них состояла из 98 парней. Таким образом, у Никиты появилась почти сотня друзей из разных уголков страны. Но ничего не поделать – нужно идти вперёд. А дружескую связь ребята собираются хранить долго, несмотря на расстояния.
На территории училища есть интересная аллея. Каждая рота на память о своём выпуске сажает здесь тую и закладывает капсулу с пожеланиями и планами. А планов у ребят тогда было уже много. Например, Никита хотел летать.

ХОЧЕТСЯ ЛЕТАТЬ…
Кто? Вертолётчик? Ничего себе! От услышанного я была просто шокирована. После окончания Суворовского училища Никита поступил в Военную академию Республики Беларусь. На авиационный факультет. Нет, ну вы только представьте: он – будущий вертолётчик!
Сейчас молодой человек учится на втором курсе академии. О том, с чего начался его роман с небом, рассказывает коротко: «После Суворовского я окончательно решил, что хочу быть военным. Из всех специальностей академии эта мне показалась самой интересной».
На первом курсе им преподавали теорию, рассказывали о планерах, полётах. Осенью и зимой студенты учились в стенах академии, а в мае-июне выезжали на практические занятия. Сначала проводилась парашютная подготовка. Никита прыгал уже два раза. Столько нужно для того, чтобы получить допуск к полётам. А ещё оценки не ниже семи.

Летать мой собеседник начал на планере в Бобруйском аэроклубе. И уже налетал 20 часов 40 минут. «Это неописуемо. Когда ты поднимаешься в воздух. И когда ты в небе один на один. Ты, вертолёт и небо. И под ногами словно весь мир!» – делится впечатлениями Никита.
Первые два курса будущие пилоты изучают преимущественно гражданские предметы – высшую математику, физику, иностранный язык и т.д. Хотя есть в расписании и специальные предметы, например, аэродинамика.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ ВЕРТОЛЁТЫ
Курсанту Резановичу очень нравится осваивать современную авиационную технику. На кафедрах факультета имеются действующее оборудование и лабораторные установки, на аэродромной базе – основные типы летательных аппаратов. Теорию обо всём этом он может слушать часами. Хотя больше всего любит практические занятия, сейчас с нетерпением ждёт, когда в июне они поедут обучаться на вертолётах Ми-2 Минского и Витебского аэроклубов.
Сначала студенты летают с инструктором, потом с проверяющим, который даёт «проездной» в небо. А потом ты летишь сам. Свобода! Открываются отменные пейзажи. Адреналин зашкаливает.
Когда Никита впервые сел за штурвал вертолёта, сразу понял, что нашёл своё место. Впереди ещё три с половиной года учёбы. Вот так: то парты, то аэродромы. Взлёты и посадки, полёты на разных скоростях, высотах, виражи… Когда наш вертолётчик обо всём этом рассказывает, у него горят глаза. Я с восхищением слушала о различных авиационных «приёмчиках». Особенно запомнился штопор – это особый, критический режим полёта планера, когда он снижается по крутой спирали, вращаясь вокруг всех трёх его осей. В академии учат курсантов, как ввести и вывести вертолёт из штопора.
Как и в Суворовском, здесь Никита является командиром отделения. С дисциплиной в академии очень строго – опять у юноши жизнь по расписанию: подъём, зарядка, занятия, самоподготовка… Живут на территории учебного заведения в комнатах казарменного типа по 10-12 человек.
Лётное братство у них небольшое: на курсе всего шесть вертолётчиков и столько же самолётчиков. Все стараются хорошо учиться. Во-первых, это влияет, как я уже говорила, на допуск к полётам, а во-вторых, ребята осознают, что небо не прощает ошибок. Всё нужно знать как отче наш. Ведь, в случае чего, ты рискуешь своей жизнью. Пилоты сталкиваются не только с перегрузками на высоте, но и большой психологической напряжённостью. Но всё-таки для них полёты – это зависимость. Ведь авиаторы, как и птицы, рождаются, чтобы летать.

– ЛЮБИМЫЙ ГОРОД?
– ДОМ!

Никита за время учёбы побывал в гостях у друзей в разных городах. В Бресте, Витебске, Орше… Но когда я спросила, какой его любимый город, он, не раздумывая, ответил: «Дом».
Знакомый скрип калитки, замирание сердца у родного крыльца, жаркие объятия родных, со слезами радости на глазах счастливой мамы, и восторженные взгляды младших братьев и сестры. Семья в Хойниках очень ждёт приезда своего любимого «покорителя небес». Спрашиваю Никиту: «Дома, наверное, отсыпаешься?». А он: «Нет, дома спать непозволительно – это ведь такие ценные минуты».

СИЛЬНЫЙ, КАК ЛЕВ
Никита по знаку зодиака – Лев. Как и у царя зверей, у него сильный характер. Не пасует перед трудностями. По своей натуре целеустремлённый, его трудно свернуть с выбранного пути. Он верный друг, который готов всегда прийти на помощь.
Вообще это очень разносторонний парень. Любит спорт. Играет в футбол – отличный нападающий. И даже выступал за сборную академии по гандболу. В то же время он романтик. Сочиняет стихи. Играет на гитаре. Любит летние вечера.

У него удивительная память. Стихотворение может выучить за десять минут до выхода к доске. Вообще всё схватывает налету: учил всегда французский язык, а в академии преподают английский. Но это не помешало ему быстро подружиться с «инглиш» и с лёгкостью сдать экзамен.
А вообще он считается отличником академии. В прошлом году занял первое место в академической олимпиаде по высшей математике. Физические и математические задачки щёлкает как орешки и получает сплошные девятки и десятки по этим предметам. Летает тоже на отлично. У него хорошая реакция, быстро реагирует в сложных ситуациях.

Никита Резанович – обаятельный молодой человек, скромный и очень интересный. Наш трёхчасовой разговор прошёл на одном дыхании. Он ушёл, а я ещё долго находилась под впечатлением от беседы, ведь не каждый день доводится общаться с будущим вертолётчиком.

Наталия ЧЕКАН.

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *