Очередная, пятая волна COVID-19 уходит. Об этом свидетельствует статистика заболеваемости по всем регионам Беларуси.
Несмотря на то, что пандемическая волна была вызвана якобы легким омикроном, на ее хвосте может оказаться большое количество тяжелых пациентов. Как эту ситуацию объясняют инфекционисты, корреспондент БЕЛТА поинтересовалась у заведующего кафедрой инфекционных болезней и детских инфекций Белорусской медицинской академии последипломного образования Юрия Горбича.
— Юрий Леонидович, омикрон действительно способен вызывать тяжелые случаи?
— Многие считают, что омикрон легче переносится, но это ложное убеждение. Дело в том, что этот вариант распространяется в популяции, которая на данный момент уже имеет частичный иммунитет к коронавирусу. Многие переболели, многие вакцинированы, и именно эти категории людей переносят омикрон легче. А вот невакцинированные и имеющие факторы риска получают проблемы. У таких пациентов мы действительно наблюдаем тяжелое течение заболевания. В ряде случаев приходится вести разговор об искусственной вентиляции легких.
— Чем объясняется тот факт, что на хвосте пандемической волны много тяжелых случаев?
— Стоит отметить, что омикрон примерно в пять раз заразнее предыдущих вариантов. Количество тяжелых пациентов относительно других штаммов невелико, но все равно их достаточно много. Я бы не сказал, что в конце пандемии вырастет число тяжелых случаев, но их доля в общем количестве пациентов станет выше. Дело в том, что тяжелые пациенты болеют дольше по времени и по мере выздоровления остальных их процент, естественно, будет расти.
Покажу это на примере. При штаммах альфа, бета, дельта госпитализация требовалась 15-20% пациентов, при омикроне — 7-10%. Допустим, дельта заразятся 100 человек, тяжело заболеют 20 из них. Поскольку омикрон в пять раз заразнее, общее количество пациентов будет выше — не 100, а 500. В тяжелом состоянии окажутся 7%, или 35 человек. В основном это будут невакцинированные люди, имеющие факторы риска.
Действительно, многие надеялись, что переболевшие другими штаммами не заболеют или перенесут омикрон легко. Практика показала, что это не работает, особенно у людей с факторами риска. Более того, через 20 дней, а по некоторым данным и ранее, после омикрона можно заболеть еще раз.
— В Беларуси есть повторные случаи?
— Наше население не отличается от населения Германии, Америки или других стран. У нас тоже есть люди, которые болели четыре раза. Не могу назвать точное число переболевших повторно во время последней волны, поскольку такая статистика мне неизвестна. Впрочем, за последний месяц я реально видел человек 12, которые вновь заболели. Подозреваю, что в действительности таких людей гораздо больше.
Возможно, первое заболевание в известных мне случаях было связано с дельтой, второе — с омикроном. Однако не исключено, что пациенты перенесли разные субварианты омикрона. И это действительно возможно, поскольку в последнюю волну наибольшее распространение получил именно омикрон: на его долю приходилось почти 90% всех случаев.
— Отслеживаете ли вы ситуацию в других странах, которые раньше нас столкнулись с омикроном? Чего нам ожидать?
— Сейчас какое-то время будет легче. Действительно, достаточно много людей переболело. Полный курс вакцинации, по последним данным, прошли свыше 54% населения. С приходом более теплой погоды люди будут меньше находиться в помещениях. Но вирус никуда не денется. Заболевшие будут, но их число — на определенном низком уровне.
Что касается прогнозирования, есть расхожее выражение: хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах. Тем не менее с высокой степенью вероятности нам стоит ожидать еще одну волну COVID-19. Мнения, когда это произойдет, расходятся. Возможно, в середине лета. Однако большая часть тех, кто занимается прогнозами профессионально, склоняется к тому, что это будет конец августа — начало сентября.
— Омикрон постепенно сходит на нет. В связи с этим в массовом понимании вакцинация становится ненужной. Согласны ли вы с этим?
— Вакцинация позволяет защищать от тяжелых форм заболевания, особенно людей с факторами риска. А фактором риска является, допустим, курение. Можете себе представить, сколько курящих в нашей стране. Еще один распространенный фактор риска — избыток массы тела. Понятно, что в Беларуси нет такой проблемы, как в США, но у нас также немало людей с избытком массы тела. Если все это сложить, добавив число пациентов со злокачественными новообразованиями, болезнями органов дыхания, то факторы риска есть у приличного числа людей.
С точки зрения вакцинации реализуется две стратегии. Первая заключается в том, что мы защищаем людей с факторами риска, которые по каким-то причинам, например медицинским, не были привиты. Вторая стратегия — создание эффекта «кокона». Допустим, кто-то из людей, в частности маленькие дети, не может получить защиту в виде прививки. Тогда вероятность заболеть для них очень низкая в случае, если вакцинировано все окружение.
Источник: belta.by