Почему в православном календаре есть Прощёное воскресенье?
На вопрос наших читателей отвечает благочинный Хойникского округа протоиерей Владимир Козак.
Самым древним и важнейшим среди многодневных постов является Великий. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям праздника праздников – Светлого Христова Воскресения.
Великий пост имеет четыре приготовительные недели. Первая называется неделей мытаря и фарисея. Во время Литургии в это воскресенье читается из Евангелия притча о мытаре и фарисее с целью показать, что только слёзная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут нам соискать милосердие Божие.
Вторая подготовительная неделя к Великому посту называется неделей о блудном сыне. В трогательной притче о блудном сыне, которую мы слышим за Литургией в Евангельском чтении, Святая Церковь поучает надеяться на милосердие Божие, если мы искренне покаемся в грехах.
Третья приготовительная неделя называется мясопустною или сырною, а в народе она называется Масляной, потому что из скоромной пищи в эту неделю дозволяется вкушать только сыр, молоко, масло и яйца. Само воскресенье этой недели называется неделей о Страшном суде. Святая Церковь желает побудить грешников к покаянию.
Последнее воскресенье перед Великим постом называется сыропустом, потому что им оканчивается едение сыра, масла и яиц. На Литургии читается Евангелие (Мф. 6, 14-21) о прощении обид нашим ближним, без него мы не можем ожидать прощения грехов от Отца Небесного. Согласно с этим Евангельским чтением христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. Поэтому это воскресенье принято называть Прощёным, после которого и наступает Великий пост (св. четыредесятница).
Записал Владимир СЕМЕНОВ.