Президент Беларуси Александр Лукашенко 2 апреля подписал декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Правовой акт издан в целях стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности и обеспечения исполнения ими конституционной обязанности по участию в финансировании государственных расходов.
Декретом предусмотрена обязанность по ежегодной уплате сбора на финансирование госрасходов для тех, кто в календарном году не участвовал в финансировании государственных расходов либо участвовал в таком финансировании менее 183 дней в году. Размер сбора составляет 20 базовых величин (исходя из размера БВ, установленной на 1 января соответствующего налогового периода). Речь идет о трудоспособных гражданах, постоянно проживающих на территории Беларуси.
Освобождаются от уплаты сбора прибывшие в республику на постоянное жительство после 31 марта или убывшие на постоянное жительство из республики, а также граждане Беларуси, фактически находившиеся за ее пределами более 183 дней.
Декретом определены периоды участия граждан в финансировании государственных расходов. Это периоды работы по трудовому договору (контракту), военной службы, учебы на дневной форме получения образования. Это также периоды самозанятости граждан: выполнения работ по гражданско-правовым договорам, осуществления предпринимательской, ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, иных видов деятельности при условии уплаты соответствующих налогов или сборов; осуществления адвокатской или нотариальной деятельности, ведения личного подсобного хозяйства. В период участия в финансировании засчитываются также периоды, когда гражданин не трудился по уважительным причинам, например периоды зарегистрированной безработицы; получения государственных пенсий и пособий (за исключением пособий, носящих единовременный характер); временной нетрудоспособности; воспитания в семье одним из родителей ребенка в возрасте до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей. Периоды участия в финансировании государственных расходов суммируются, если они не совпадают по времени. В случае совпадения по времени периодов учитывается один из них.
Возможна ситуация, когда период участия граждан в финансировании государственных расходов — менее 183 календарных дней. Граждане освобождаются от уплаты сбора, если они имели доходы и заплатили налоги, например подоходный налог с физических лиц в размере 20 базовых величин и более (единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения). При уплате налогов в размере менее 20 базовых величин сумма сбора уменьшается на суммы уплаченных налогов.
Декрет распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2015 года.
На вопросы, касающиеся применения декрета №3, во время онлайн-конференции на сайтах БЕЛТА и Минтруда и соцзащиты 6 апреля ответили заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков, начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Михаил Рассолько, начальник Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Алексей Бегун, а также специалисты Минтруда и соцзащиты, МНС, МВД. Около 60 вопросов поступило на онлайн-конференцию. Ответы на них размещены в открытом доступе на сайтах www.belta.by и www.mintrud.gov.by.
Сумма сбора 20 БВ соответствует средней полугодовой сумме подоходного налога с физлиц
Сумма сбора на финансирование государственных расходов в размере 20 базовых величин (БВ) ориентировочно соответствует средней полугодовой сумме подоходного налога с физических лиц, уплаченного плательщиками такого налога в 2013 году.
Отвечая на вопрос о том, как соотносится размер сбора с суммой госрасходов в расчете на одного человека, заместитель министра труда и социальной защиты Беларуси Валерий Ковальков отметил, что в соответствии с декретом №3 гражданин обязан заплатить в бюджет за соответствующий год сбор на финансирование государственных расходов в сумме 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода.
Плательщиками сбора на финансирование государственных расходов признаются трудоспособные граждане Беларуси, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в республике, в случае их неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в календарном году.
Декрет №3 сохраняет последовательность в реализации государственной семейной политики по поддержке уязвимых категорий семей
Заместитель министра труда и социальной защиты Беларуси Валерий Ковальков отметил, что участием в финансировании госрасходов для одного из родителей засчитываются периоды воспитания в семье детей в возрасте до 7 лет, поскольку получение дошкольного образования в соответствии с законодательством не является обязательным и обеспеченность детей местами в учреждениях дошкольного образования составляет в настоящее время менее 100% (в частности, в 2013 году — 74,5%). Кроме того, обучение в учреждениях общего среднего образования начинается с 6- либо 7-летнего возраста ребенка в зависимости от медицинских и иных показаний, то есть имеется необходимость ухода за детьми дошкольного возраста. Уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, воспитание трех и более несовершеннолетних детей также учитывается как участие в финансировании госрасходов.
Участники онлайн-конференции ответили на ряд вопросов частного характера, касающихся конкретных ситуаций семей.
Так, например, супруг, занимающийся воспитанием детей 4 и 8 лет (зарплата жены гораздо выше), не будет являться плательщиком сбора на финансирование государственных расходов, если в течение 2015 года он будет более 183 календарных дней воспитывать ребенка в возрасте до 7 лет. Документами, подтверждающими такой факт, могут служить копия свидетельства о рождении ребенка и информация о периоде и месте работы супруги.
Неработающая мать троих несовершеннолетних детей интересуется, должна ли платить сбор, как только старшему ребенку исполнится 18 лет, если она не трудоустроится. Валерий Ковальков пояснил, что период участия в финансировании госрасходов для многодетной семьи ограничен возрастом наступления совершеннолетия старшего из троих детей. «Мать после достижения совершеннолетия старшим ребенком в случае ее неучастия в финансировании государственных расходов обязана будет уплатить сбор. При этом, если в семье воспитывается хотя бы один ребенок в возрасте до 7 лет, она по-прежнему будет признаваться участвующей в финансировании госрасходов, то есть не будет уплачивать сбор», — сказал замминистра.
Отвечая на вопрос о том, кто из двух неработающих родителей в многодетной семье попадет в список плательщиков, замминистра пояснил: «Декретом признается участвующим в финансировании государственных расходов один из родителей (усыновителей, опекунов и др.), воспитывающий ребенка в возрасте до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей. С учетом норм Конституции о равноправии мужчин и женщин в семейных отношениях решение об уплате сбора одним из родителей должно приниматься семьей».
Срок уведомления нанимателем о вакансиях предлагается сократить до 5 дней и увеличить штраф за его нарушение
По словам замминистра, предусматривается также установить обязанность нанимателей по информированию службы занятости о предстоящем высвобождении работников с целью оперативного оказания им содействия в трудоустройстве, минуя стадию безработицы. «Полагаем, что такие изменения позволят более оперативно оказывать содействие безработным в трудоустройстве», — сказал Валерий Ковальков.
Ситуация на рынке труда республики характеризуется снижением спроса на рабочую силу и увеличением количества зарегистрированных безработных. Так, на 1 марта нынешнего года наниматели заявили в службу занятости о 26,5 тыс. вакансий, на учете состояло 35,9 тыс. безработных, уровень зарегистрированной безработицы составил 0,8% от численности экономически активного населения (при прогнозе на конец года — 1,5%). «В этих условиях территориальные службы занятости увеличили направление безработных на обучение (переобучение), чтобы они получили профессию, востребованную на рынке труда, и быстрее нашли работу. По сравнению с 2014 годом численность направленных на профобучение безработных увеличилась на 40%. Активизировано также направление граждан (и безработных, и тех, кто не имеет статуса безработного, но желает получить дополнительный доход) на оплачиваемые общественные работы», — отметил Валерий Ковальков.
Государственной программой содействия занятости населения Республики Беларусь на 2015 год определены мероприятия активных мер политики занятости, в том числе переселение безработных на новое место жительства и работы, предоставление субсидий для открытия собственного дела, адаптация инвалидов к трудовой деятельности и др. На реализацию госпрограммы предусмотрено Br241 млрд 150 млн.
Декрет №3 будет способствовать искоренению зарплаты в конвертах
Такое мнение высказал начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Михаил Рассолько.
«Декрет был подготовлен в том числе в целях обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей, — сказал представитель МНС. — К сожалению, факты сокрытия гражданами доходов от налогообложения и получения теневых доходов все еще имеют место».
Реализация декрета будет способствовать искоренению таких негативных фактов, как выплата зарплаты в конвертах или получение доходов от незарегистрированной предпринимательской деятельности, считает Михаил Рассолько.
Извещения об уплате сбора на госрасходы вручат до 1 октября 2016 года, рассчитаться нужно до 15 ноября
Извещение на уплату сбора налоговый орган вручит плательщику до 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. «В первый раз — до 1 октября 2016 года, сбор нужно будет заплатить до 15 ноября», — пояснил Валерий Ковальков.
Замминистра отметил, что декрет №3 предусматривает уменьшение размера сбора в целях стимулирования к его самостоятельной уплате. Сумма будет уменьшена на 10%, если плательщики сбора с 1 августа и не позднее 31 мая года, следующего за истекшим налоговым периодом, уведомят налоговый орган по месту своей регистрации о неучастии в финансировании государственных расходов или участии в таком финансировании менее 183 календарных дней. На 10% меньше нужно будет уплатить и тем, кто на основании извещения рассчитался до 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Неуплата или неполная уплата сбора на финансирование госрасходов чревата штрафом или административным арестом
«За неуплату или неполную уплату сбора декрет №3 предусматривает административную ответственность в виде штрафа от двух до четырех базовых величин или административный арест до 15 суток. При этом лица, в отношении которых применен административный арест, в обязательном порядке (в течение срока его отбывания) будут привлекаться к выполнению общественно полезных работ», — сказал начальник Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Беларуси Алексей Бегун.
Он пояснил, что это работа без оплаты, для выполнения которой не требуется определенных профессиональных знаний и навыков, квалификации, имеющая социально полезную значимость для административно-территориальной единицы. Например, уборка улиц, кладбищ, иных объектов социального назначения, сбор камней на полях и т.п. Перечень объектов, на которых будут выполняться общественно полезные работы, и конкретные виды таких работ будут определяться решениями местных исполнительных и распорядительных органов.
Порядок привлечения административно арестованных к выполнению общественно полезных работ в части, не урегулированной декретом и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (к примеру, максимальная ежедневная продолжительность, обеспечение инструментами), в ближайшее время будет установлен постановлением правительства.
БелТА.