В трудах и молитвах

Образование

В 2010 году будет 20 лет с того времени, как при Покровской церкви в Хойниках действует женский монастырь. Теперь тут в трудах и молитвах живут 30 монахинь.

Как и в соседних, в келье инокини Афанасии (в миру Юлия Ивановна Лукьяненко) – тишина. Время молитвы. Трепетное пламя свечи перед иконами. Даже если бы вся жизнь человеческая сплошь была страданием, полем, где в беспощадной и бездумной борьбе падают люди, гибнут надежды, мечты, здесь перед 90-летней старушкой-монахиней одно отрадное видение – лики Христа и Божьей Матери. Юлия Ивановна поняла, испытала на себе материнские черты всеобъемлющего, безграничного сердца Марии, Матери Божией. В этом сердце она нашла надёжное убежище от горя земного, чудные связи связали страждущее, рвущееся сердце её к небу. Ведь к лику Богоматери, смотрящему то с тихой улыбкой, то с грустью, бегут малые дети и шепчут свои несложные желания. Женское сердце, которое переполнено счастьем разделённой любви  или страдающее  мукой любви, стремится к Ней же, не знавшей иной любви, кроме как поклонения Своему Сыну.

Молитва инокини Афанасии за всех убиенных на поле брани, за воинство. Оставшись в детстве без родителей, которых записали в кулаки, так намаялась, что иному взрослому было бы не под силу. Встретила счастье своё, да не долгим оно было. Муж, офицер Красной Армии, прошёл финскую, а забрала навсегда Великая Отечественная война, даже сына не увидел. Сколько вынесла на своих хрупких плечах солдатка-вдова, сколько слёз глаза выплакали, только Богу ведомо. Дом построила, чтобы сын привёл невестку в него, внучата росли-радовали. И новый удар судьбы: погиб трагически сын. Потом хоронила родного племянника, который погиб в Чехословакии.

Пламя свечи трепетное, но оно и сильное, ибо может зажечь  другую … тысячи свечей. Как и пламя одного сердца может зажечь сердца многих. Так было в 1986 году, когда на Хойникщину приехал 30-летний священник Владимир Козак с благой целью построить храм. Сколько ему пришлось претерпеть… Вроде давали участок земли под застройку, потом забирали и наконец выделили за старым кладбищем, где заросли груш-дичек и шиповника, а к лесу – скотобойня.

 Главный архитектор района того времени А.Н. Бамбизо сказал батюшке:

– Отец Владимир, послушай моего совета, соглашайся и на этот…

Летели искры и рвались цепи бензопилы, когда валил  груши добровольный помощник Георгий Мисиюк. Священник да несколько старушек расчищали участок. А потом начались проблемы со строительством. И, наверное, в первый раз в жизни отчаялся отец Владимир.

– Никуда не уезжай. Есть решение о строительстве храма, и мы знаем, что с тобой можно работать, – сказал А.И. Обухов, тогдашний председатель райисполкома.

Выделили необходимое количество леса, кирпича. Первоначально котлован под фундамент копали вручную, потом за дело принялись строители ПМК-117, пришли и добровольцы из местного населения.

Справедливы слова Евангелия, что Господь умудряет слепцов, ибо не имея опыта в возведении культовых сооружений в скором времени вывели 7 куполов в честь семи таинств Святой Христовой Церкви. А в сентябре того же года состоялось освящение церкви с участием митрополита Минского и Белорусского Филарета. На десятом месяце года приступили к росписи художники из Киева и Ленинградской духовной академии.

Как быстро годы летят! В 2010-м уже будет двадцать с того времени, как при церкви есть монастырь. Как бы радовалась игуменья Георгия сегодня. Она ведь также  стояла у истоков святого дела. Очень авторитетная  среди интеллигенции  и простых людей, которые просили её молиться и она никогда не отказывала, брала на себя большие труды. Сегодня тридцать монахинь, а  вначале было всего пять. И, тем не менее, исполняли молитвенное правило, вели хозяйство, совершали все требы. Теперь же и паломников очень много, которые желают во славу Божию потрудиться на территории монастыря, огорода, на уборке кладбища.

С большой нежностью и любовью говорит отец Владимир о первых послушницах. Это покойная ныне Серафима Антоновна Шлег, которая работала в райфинотделе и  после выхода на пенсию пришла в монастырь. Как и в мирской жизни, была строгая и справедливая. Труженица и молитвенница, она мало отдыхала, очень много поработала на строительстве церкви.

Или Надежда Семёновна Легун. Девушкой её угнали в Германию, а по возвращению всю свою трудовую жизнь посвятила консервному заводу. Во время строительства церкви, когда ей уже было 70 лет, работала на кухне. С двумя помощницами обеспечивала питание строителей. И сегодня, несмотря на преклонный возраст, подметает церковный двор, ходит в трапезную чистить картофель и не пропускает ни одной утренней и вечерней служб. А как она радуется жизни! Любит порядок и чистоту, цветы. В её келье всегда идеально.

Более 35 лет отдала хлебозаводу прекрасный специалист своего дела монахиня София (в миру Александра Алексеевна Николаева). Рано осталась вдовой, вырастила и воспитала прекрасных детей, а когда те разлетелись  из материнского гнезда, пришла в монастырь. Теперь выполняет обязанности алтарницы и старшая в просфорне, где она работает со своей помощницей монахиней Ананией (в миру Галина Ивановна Антихович).  Это самый ответственный участок, самое тяжёлое послушание в монастыре, потому что в цехе по выпечке просфор должна быть идеальная чистота, вход туда посторонним строго воспрещён, даже священник никогда не заходит.

Среди монахинь люди разных возрастов, они из разных мест Белоруссии, есть и из России. Самой молодой, инокине Ангелине, 20 лет. Со своей тётей она  из Брестской области. Ангелина успешно сдала вступительные экзамены в вуз, была зачислена, но после долгих раздумий решила пойти в монастырь.

24-летняя монахиня Анимаиса  из города Могилёва руководит монашеским хором. Она с отличием окончила Могилёвское музыкальное училище, девушке прочили консерваторию, а она выбрала жизнь невесты Христовой, получив от матери “в приданое” пианино для монастыря. Четыре года уже здесь инокиня Артемия (в миру Алла Сергеевна Семенкова), которая раньше была талантливым модельером. Всё монастырское хозяйство лежит на заботах монахини Ростиславы, уроженки Слуцка. А высший сан монашества имеет 77-летняя схимонахиня Ксения.

В трудах и молитвах их жизнь. Сколько не бывает приезжих в выходные и праздничные дни в церкви, все остаются довольны трапезой, меню которой ежедневно составляется под руководством игуменьи Евфросинии. Ведь не на пожертвования  существует монастырь. Есть скот и птица, огород, теплица, в которой овощи круглый год, пчельник на 16 семей, хороший сад. Имеются лошадь, трактор, который передал церкви прихожанин Михаил Горбач, хорошее овощехранилище. Построили прачечную, баню. Один раз в неделю выпекается свой хлеб,  есть молочарня, где варят свои сыры.

Очень многое сделано по ремонту Покровской церкви. Вызолотили иконостас, добавили роспись на церкви и в алтаре. Капитально отремонтированы малая церковь в честь князя Владимира, архиерейские покои, произведён текущий ремонт жилых помещений.

Строга и расписана по часам жизнь монастырская. В половине пятого уже все на ногах, в 5.00 в храме начинается полуношница, в 7.00 – божественная литургия, в 9.00 начинаются все дневные послушания, в 11.00  поселенцы обители собираются в трапезной на обед (завтрака, как такового не бывает). После обеда начинаются все сельскохозяйственные работы и работы по хозяйственному двору. В 16.20 – начало вечернего богослужения, в 19.00 – ужин, в 20.00 – вечернее правило и в 22.00 все отходят ко сну, кроме той, которая читает Неусыпный псалтирь, через  каждый час  на чтение приходят новые монахини.

Есть удивительные по своей глубине строки, к сожалению, неизвестного автора:


Кто не был в скорби, тот не испытал
Блаженный миг скорбей земных забвенье
И радость обретенного спасенья
Доступна лишь тому, кто погибал.


Большинство из монахинь (инокинь), (иночество – иной, удалённый от соблазнов мира, образ жизни) – это люди, которые прошли многотрудный путь. И вот теперь все ужасы жизни меркнут перед сиянием дивных картин, навеянных в их души благодатью силы веры. Вместо земного раздора и уродств их восхищённому взору открываются райские дали, сонмы небожителей, сверкание лучей славы Божьего Престола. Монашество – величайший подвиг служения миру, ибо оно охраняет мир, молится за мир, заступается за мир.

О каждой, населяющей обитель, отец Владимир может рассказывать бесконечно долго. А также о значении крещения Руси, которое высвободило  как бы накопившийся за века потенциал народа. Возводились каменные постройки, шли изменения в сельском хозяйстве, стали заниматься огородничеством, организовывались школы, началось летописание, основывались монастыри. Они тогда играли роль своего рода университетов, где воспитывались новые поколения образованных людей, новая интеллигенция.

Писались научные трактаты на самые разнообразные темы. В монастырях собирались книги, появилось много новых знаний – от Аристотеля и Платона, которые не дошли бы до нас, если бы их не переписали византийские монахи.

На пороге новый 2010 год, а через несколько дней оканчивается 40-дневный Филиппов пост и наступит очередной праздник Рождества Христова, который снова и снова напомнит всякому, кто надеется на лучшее: твой Спаситель с тобой. Он готов помочь, он никогда не обманет и не предаст. Он на личном примере показал, как в человеке должны проявляться любовь, терпение, кротость, вера, сострадание, милосердие и как с помощью любви можно навсегда победить и живущее в нас и нас окружающее зло и ненависть. И разве самый ярый атеист может опровергнуть ту абсолютную истину, что Иисус Христос показал человеку, кто он есть, в чём смысл его жизни земной, терпения и смерти, для чего он живёт, и что его ожидает. Каждое Рождество Христово – это как бы шанс человечеству стать лучше, умнее и как бы родиться заново. Это праздник мира в самом широком смысле слова.

– Телом мы погибаем, – говорит отец Владимир,– но дух наш вечен, ибо душа бессмертна. Однако это не должно вызывать пренебрежения к телу. Человек – духовно-телесный организм, и мы призваны разумно сочетать духовное и телесное.  Монашество же само по себе не является целью, но оно есть самое могущественное средство к достижению высшей духовной жизни. Главная и неоценимая заслуга иноков для общества состоит в непрестанной, творимой ими, молитве о Церкви, Отечестве, живых и умерших. Наличие в нашей стране монастырей есть выражение крепости и силы религиозно-нравственного духа народного.


На снимках: частые беседы отца Владимира с инокинями Афанасией и Захарией “за жизнь”; инокиня Артемия в мирской жизни была талантливым модельером; инокини Анимаиса и Ангелина выпекают очень вкусный хлеб.


Владимир ДОЛГОЛЫЧЕНКО.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *