Накануне праздника Рождества Христова Хойникский женский монастырь посетила настоятельница Воскресенского Горицкого женского монастыря (Вологодская область России) матушка Евфалия (Лебедева), с которой священник Владимир Козак знаком более 20 лет. Она – человек интересной и поучительной судьбы, в прошлом медработник хирургического отделения Вологодской областной больницы, умелый организатор, с прекрасными ораторскими способностями, хорошо владеет вопросами строительства. И, конечно же, служение её Церкви – достойный пример для подражания.
Однако для читателя, возможно, важнее будет узнать о Горицком монастыре. Ведь это наша общая славянская, христианская святыня. С одной стороны он известен как монастырь “опальных княгинь”, с другой – расположившись у подножия поросшей лесом горы Мауры на живописном берегу реки Шексны, он привлекает к себе своей богатой историей, замечательной архитектурой.
С 1389 года земли, на которых расположен монастырь, принадлежали княжескому дому Можайских, а к началу ХVІ века – удельным князьям Старицким. Там, “на горах”, в 1544 году было завершено строительство храма Воскресения Господня “в камне”. Эту дату и принято считать годом основания монастыря. Из летописных источников известно, что к 1569 году число инокинь достигло 70.
Приезжали в монастырь великие князья и царственные особы, здесь Василием ІІІ было вымолено рождение сына, наследника престола Российского, Иоанн Грозный пожаловал обители право перевоза через реку Шексну. Посещал обитель император Пётр І.
Немало царственных слёз пролито в Горицкой обители. Многие даже считали, что и само название её происходит от слова “горе”. Были здесь в заточении царские жёны и дочери и опальные их ближайшие родственницы. Кого-то постригали в монашество насильно, кто-то искал здесь искренне спасение души. К примеру, княгиня Евфросинья Старицкая, которая благоустраивала монастырь в середине ХVІ века, была привезена туда после пострига, а спустя 6 лет по приказу Иоанна Грозного утоплена с племянницей Иулианией, княгиней-инокиней Марией и игуменьей Анной в реке Шексне.
В начале ХХ века число насельниц монастыря более 600, из них монахинь чуть более 100.
А потом было 70 лет сознательного уничтожения святынь православия и самой веры.
1929 год. В обители оставалось около 70 монахинь. С ними поступили как с соловецкими узниками перед закрытием там лагеря: монахинь погрузили на баржу, вывели её в Белое озеро и потопили.
1937 год. Сёстры и священники Горицкого монастыря, 96 человек из числа живших “в рассеянии”, были арестованы, отправлены в Ленинград и расстреляны в Левашовской пустыни 9, 22 и 30 октября. Последняя игумения Зосима (Рыбакова) была расстреляна в Белозерской тюрьме 14 октября 1937 года.
1996 год. Две монахини остались в разрушенном временем и людьми флигельке. Ни окон, ни дверей, на обед – лебеда и крапива да пойманная в Шексне удочкой рыба.
1999 год. 6 октября. Указом Святейшего Синода по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия ІІ женский монастырь вновь стал действующим. Настоятельницей была назначена вологжанка, насельница Красногорского Свято-Покровского женского монастыря г. Золотоноша Черкасской области монахиня Евфания и начала практически на пустом месте, никого не зная, возрождать обитель.
Очень многое сделано за 11 лет. Развивается монастырское хозяйство: сад, огород, пасека, скотный двор. Отреставрированы здания. А главное, возрождаются не только стены, но и души людей. И тихо, но ровно горит молитвенная лампада, возжённая 11 лет назад в древнем монастыре опальных княгинь.
Об этом и многом другом рассказывала матушка Евфания во время пребывания в Хойникской обители. В дар Свято-Покровской церкви она привезла иконы Блаженной Матрёны Святой Московской, “Неупиваемая чаша” и копию “Благодатного Неба”, которая находится в нашей церкви, выполненные высокохудожественно мастерицами Воскресенского Горицкого женского монастыря.
Владимир ДОЛГОЛЫЧЕНКО.